Организатор распространения информации в России

Защита бренда и организатор распространения информации в России

В России распространение любой информации осуществляется свободно, но при условии соблюдения требований установленных законодательством.

защита бренда

В России введен специальный термин “организатор распространения информации”

В России организатором распространения информации в Интернете является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Говоря простым языком, любое приложение или интернет-сервис позволяющий отправлять и получать сообщения между пользователями, должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре.
Несмотря на естественную свободу передачи информации и общения между гражданами, государство нацелено контролировать передачу информации через приложения, социальные сети, блоги и чаты. Декларируемая цель учета компаний и программного обеспечения через которые граждане отправляют сообщения необходимость обеспечения безопасности самих граждан и государства. Однако, на практике такое государственное регулирование направляется на пресечение и подавление митингов, собраний и протестных настроений в обществе. 
Реестр Организаторов распространения информации ведет Роскомнадзор http://www.97-fz.rkn.gov.ru/.

Например, организаторами распространения информации являются бренды WhatsApp, Viber, SnapChat, Telegram и другие. Кроме мессенджеров, к данной категории относятся службы электронной почты Google, Mail.ru, Yandex.ru и другие. Государство вправе признать организатором распространения информации социальные сети, например Vkontakte или Facebook.  

В случае признания компании Организатором распространения информации, Роскомнадзор направит требование компании о регистрации в реестре ОРИ. В случае отказа зарегистрироваться, Роскомнадзор осуществит блокировку доступа к интернет-сервису, а также ограничить доступ к хостинг-провайдеру такого интернет-сервиса. 

Как зарегистрироваться в государственном реестре организаторов распространения информации? 

Первый вариант – добровольно принудительная регистрация компании в государственном реестре. Такая регистрация осуществляется по запросу Роскомндзора. Если компания получила запрос, она обязана (по российскому праву) предоставить о себе юридически значимые сведения, для включения компании в реестр.
Второй вариант – компания регистрируется в реестре самостоятельно. Для этого необходимо направить в Роскомнадзор России сведения о компании и сервисе обмена сообщениями.
Для регистрации в реестре необходимо предоставить два типа данных.
О компании:

  • Название компании;
  • Страна регистрации компании;
  • Налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре;
  • Адрес;
  • Почтовый адрес;
  • E-mail

О сервисе:

  • Доменное имя сервиса;
  • E-mail администратора сайта;
  • E-mail провайдера хостинга;
  • Описание сервиса обмена сообщениями.

Компании – организаторы распространения информации обязаны:
A. Хранить на территории России информацию о логах: приема, передачи, доставки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.
Срок хранения данных: 1 год.
B. Хранить на территории России письма, голосовую информацию, любых текстов, изображений, звуков, видео сообщений пользователей. 
Срок хранения данных: 6 месяцев.
C. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ указанные данные по запросу.
D. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ средства декодирования зашифрованных сообщений пользователей.

Регистрация компании в качестве организатора распространения информации может может быть добровольной или принудительной. Фактически законодательство России позволяет признать любое приложение или бренд организатором распространения информации. Правовой статус организатора распространения информации возлагает на компанию дополнительные обязанности и создает дополнительные риски для репутации бренда среди пользователей. Например, неконтролируемый компанией доступ к данным ее пользователей и клиентов может привести к злоупотреблению правом и коррупционным рискам со стороны пользователей информации – полиции, ФСБ или хакеров. 

Стоит обратить отдельное внимание порядку взаимодействия ФСБ и Организаторов распространения информации. ФСБ вправе использовать автоматизированные средства доступа к информации обрабатывающейся Организатором распространения информации. Взаимодействие будет осуществлять в рамках Постановления правительства № 538 “Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность”. 

Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:

  • уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности;
  • хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
  • обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.