Сеть «Домовой» не смогла получить права на доменное имя domovoy.ru

Domovoy russia brand protection in domains name

Сеть «Домовой» не смогла получить права на доменное имя domovoy.ru

Защита бренда в доменном имени

Защита бренда это такая деятельность, результат которой не гарантирован, даже если ваш юрист уверяет вас что дело выигрышное, исход может быть любым, тем более когда это касается Интернета. Так малоизвестный бренд «Домовой» специализирующийся на перепродаже дешевых китайских товаров вступил в доменный спор за доменное имя в зоне .RU и пока в этом деле успехов не достиг. Как говорят американцы «Товарный знак — это не защита бренда, а дополнительный повод для суда».

Как известно, при защите бренда в доменных спорах истцы, желающие получить контроль над доменным именем используют зарегистрированные по доменному имени товарные знаки. Такая практика успешно применялась в некоторых судах по доменным спорам в России, когда администраторы не участвовали в качестве ответчика и суд удовлетворял иски к регистраторам по ст.1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но закон не один и работает в комплексе в другими актами, правилами       

Сеть Домовой требует безвозмездно отдать 18 летний домен Domovoy.ru

В результате, бренд «Домовой» не защитили в суде, а в апелляционном суде у такой защиты бренда в доменном имени не осталось шансов, суды не выявили нарушение закона и прав правообладателя на товарный знак. Бренд «Домовой» посчитал, что доменное имя Domovoy.ru должно принадлежать ему, а не действующему администратору домена, на том основании, что домен схож с товарным знаком (ТЗ) «Домовой» #545209, зарегистрированным истцом в 2016 по 35 МКТУ.

Свою «сильную» позицию бренд «Домовой» аргументировал следующим образом: при использовании такого домена в Интернете другой компанией якобы нарушаются права управляющей компании «Старт» на товарный знак и … собственно всё. Конечно, если бы был 2005 год и у администратора домена не было защиты в Интернете, суд удовлетворил бы такой иск, но сейчас наличие товарного знака недостаточно для защиты бренда в домене.  

В большинстве аналогичных случаев проигравшей стороной оказываются администраторы доменных имен – малый бизнес или физические лица, у которых не было возможности нанять компетентную компанию по защите бренда в Интернете, разбирающуюся во всех тонкостях защиты в доменных спорах. Но не в этот раз. Благодаря грамотно выстроенной линии защиты и помощи регистратора, администратор смог отстоять свои права и сохранить за собой право администрирования доменным именем.

Судебный спор был попыткой заполучить через суд абсолютно бесплатно ценный бизнес-актив, поскольку рыночная стоимость такого доменного имени достаточно высокая. В европейской практике войны за домен, зарегистрированный до регистрации ТЗ, признаются недобросовестными, а суды и вовсе не рассматривают иски по защите брендов в доменах.

В России пока ещё низкая культура защиты доменных имён, и наши суды всё ещё рассматривают подобные претензии в пользу правообладателей. Но о положительной практике защиты своих доменов маленькими компаниями мы слышим уже гораздо чаще. Это говорит о том, что в процессе разбирательства суть вопроса рассматривается всё более обстоятельно и пристальнее.

Есть надежда, что освещение в СМИ подобных судебных споров, заставит крупные компании задумываться о своей репутации заранее и снизит количество попыток рейдерского захвата доменов через судебные инстанции.

Что же касается этой ситуации, то владельцы ТЗ «Домовой» и УК «Старт» забыли, что юридическая защита распространяется только в пределах класса, в котором зарегистрирован ТЗ. В охраняемых классах домен domovoy.ru для коммерческой деятельности не использовался, и, значит, выдвигаемые претензии изначально не имели под собой никакого обоснования.

Администратор домена ООО «Домовой» прошёл первичную регистрацию в 1998г., а на данный момент имеет и фирменное имя «Домовой», и ТЗ «Домовой». В этих обстоятельствах претензии о нарушении прав на ТЗ от компании, зарегистрировавшей свой торговый знак спустя 18 лет после ответчика, выглядят абсолютно нелепо и даже глупо, в такую же ситуацию попала компания Rejeunesse, представители которой просто отказались от иска к администратору домена.

Чтобы защитить своё доменное имя, сами администраторы доменов должны проявлять активность и настаивать при рассмотрении подобных исков на тщательном изучении всех обстоятельств дела и грамотном применении законодательных норм.

В защите домена мы рекомендуем опираться на п.3ст.1484 ГК РФ. В нём казана совокупность обстоятельств, указывающих на нарушения права на ТЗ. Если одно из условий не соблюдено, таковое нарушение не может быть зафиксировано.

Если говорить о судах, то они обязаны применять ключевые положения международной системы рассмотрения доменных споров (UDRP), согласно которым нарушение прав правообладателя ТЗ фиксируется только при одновременном соблюдении 3-х условий:

  • Недобросовестная регистрация и использование доменного имени;
  • Отсутствуют законные права и интересы в отношении доменного имени у его владельца;
  • Товарный знак идентичен или есть схожесть до степени смешения с доменным именем.

«Домовой» во главе с управляющей компанией «Старт», не защищал свой бренд, а затеял войну за доменное имя с одноимённой небольшой компанией. Имея зарегистрированный товарный знак, компания решила получить права на домен, по сути действуя недобросовестно.

Верховенство закона восторжествовало над «злоупотреблением» правом. Теперь владельцу бренда Домовой остается только купить домен у администратора или забыть о нем.

Domovoy.ru

Share this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *