Регистрация товарного знака доступна всем, кто занимается бизнесом, в том числе физическим лицам. Пока уровень производства падает, количество заявок в Роспатент растет. Регистрация товарного знака становится обыденностью, обычной процедурой, как регистрация ИП или кассы.
Общее количество поданных заявок в Роспатент в 2022 году – 112 041 заявка, что на 5 011 заявок больше чем в 2021 году, согласно ежегодному отчету ФИПС.
Количество заявок на регистрацию товарного знака растет очень быстро, что странно для кризисной экономики. За 5 месяцев 2023 года прирост заявок составил – 35% по сравнению с 2022 и 2021 годами. В лидерах по товарным знакам легкая промышленность: производство обуви, кондитерские изделия, бытовая химия, как правило ввозимая из вражеских стран. Вполне возможно, что это тенденция скоро закончиться, когда будет завершен процесс подмены известных мировых брендов, локализованными товарными знаками, созданными специально для санкционных, кризисных или военных рынков.
Все меньше предпринимателей готовы рисковать, работая без зарегистрированного товарного знака. Регистрация товарного знака – добровольная процедура. Закон не принуждает проходить ее в обязательном порядке, но юридически грамотный предприниматель понимает риски, связанные с отсутствием свидетельства на товарный знак. Помимо рисков, есть еще ряд преимуществ, о которых тоже стоит знать.
Зачем регистрировать товарный знак?
Товарный знак регистрируют в первую очередь для того, чтобы защитить свою компанию и свой бренд от атак на бизнес, рейдерсва, защиты прав учредителей, защиты от проделок, недобросовестной конкуренции, компаний двойников, способных паразитировать на чужой репутации. Регистрация в Роспатенте актуальна не только для больших и известных компаний, но и для новичков в бизнесе, блогеров, обычных ИП. Пока товарный знак не будет зарегистрирован на конкретного предпринимателя или компанию, им могут законно пользоваться все.
Допустим, ваше название беспилотник не зарегистрировано в Роспатенте, вы его используете при производстве беспилотников более 2 лет. Внезапно вы замечаете, что конкурент на соседней улице открыл магазин Беспилотник и продает одежду. Вашему возмущению нет предела, но сделать вы ничего не можете. Проблема усугубиться, если ваш конкурент первым зарегистрирует этот товарный знак и заставит вас сменить наименование, а может даже выплатить компенсацию.
Товарный знак поможет покупателям быстрее найти и запомнить ваш товар или компанию. После регистрации вы сможете его продавать, передавать права на него другим компаниям на время и получать от этого прибыль, использовать его в качестве залога при получении кредита.
Если конкуренты нарушат ваши права на товарный знак, вы сможете в досудебном порядке или через суд взыскать с них компенсацию до 5 000 000 рублей или в двойном размере стоимости прав использования товарного знака или товаров с нанесенным обозначением. Судебная практика уже богата на прецеденты.
Наличие товарного знака дает возможность защиты компании, оптимизировать налоги, увеличить стоимость бизнеса и расширить его, например, по франшизе. У всех компаний свои цели.
Бизнес зарегистрировал товарный знак в России и Белоруссии, чтобы безопасно выйти на новый рынок, то есть расширить географию своего бизнеса, а другой – хотел обезопасить свой товар от подделок. Желание работать на маркетплейсах или реализовывать товар через крупные гипермаркеты тоже приводит к регистрации товарных знаков для продукции. Вот примеры: клиент зарегистрировал товарный знак и свободно торгует на WB.
Иногда решение регистрировать товарный знак заявители принимают по одной простой и важной причине – они сами не хотят становиться нарушителями. Дело в том, что если вы работаете под каким-либо обозначением, вы рискуете. Ведь это обозначение может быть уже зарегистрировано. Тогда вы – нарушитель, даже если не знали, даже если не хотели. Отвечать придется по закону, значит, нести убытки и репутационные риски.
Иногда таким нечестным способом пользуются конкуренты или «патентные тролли». Они специально регистрируют на себя интересующее обозначение, а потом просят его выкупить за бешеные деньги, судятся, заставляют сменить название, логотип. Это реальные риски, с которыми сталкиваются предприниматели.
Кстати, популярен такой способ борьбы с конкурентами на маркетплейсах. Товар или полностью личный кабинет нарушителя блокируют, а он потом выплачивает штраф площадке и компенсацию правообладателю. Помимо этого, в законе предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Сейчас стала актуальной еще одна причина для регистрации – возможность использовать товарные знаки на латинице в рекламе и на вывесках. Российские законодатели начали усиленную борьбу с не русскими словами в русском языке, за исключением символов Z и V. Теперь без регистрации товарного знака названия не на кириллице использовать нельзя. Особенно в Краснодарском крае. Там обязали предпринимателей до 1 сентября 2023 года сменить все вывески на иностранном языке. Предприниматели Краснодара уже активно русифицируют вывески на ранее написанные на нелегальных языках. Если товарный знак зарегистрирован на иностранном языке, в том числе на языках недружественных (ратифицировавших Римский статут) стран, вывеску можно не менять.
У правообладателей есть возможность внести товарный знак в ТРОИС – реестр таможенной службы. Все товары на границе проверяют. Если внезапно обнаружат продукцию со схожим или аналогичным вашему обозначению товарным знаком, его остановят, вас оповестят, а вы уже примите решение о том, как поступить.
В супермаркетах, на маркетплейсах, на улице мы видим тысячи товарных знаков. Мы знаем, как называется наше любимое кафе, магазин, салон красоты, производитель обуви. Это все товарные знаки. Могли бы мы точно запомнить, что бытовую технику, которая стоит в нашем доме, произвела конкретная компания, если бы нигде не было ни названия, ни логотипа? Как бы мы нашли товары этого производителя, если товарных знаков не существовало бы?
Возможно, мы смогли бы придумать, как это решить, но путь был бы сложным. А продавцы и производители потеряли бы один из инструментов развития и продвижения – товарный знак.
Какой бы ни была причина регистрации товарного знака, процедура всегда выглядит одинаково, но ежегодно в законе бывают изменения. О них мы поговорим дальше.
Как изменилось законодательство о регистрации товарных знаков в 2023 году?
Основные изменения касаются новых возможностей и запретов:
В 2023 году новой категорией, которой разрешили регистрировать товарные знаки, стали самозанятые. Теперь можно смело сказать, что все лица, осуществляющие коммерческую деятельность, могут стать правообладателями собственных обозначений. Регистрация товарных знаков на самозанятых начнется с 29 июня 2023 года.
С 29 мая 2023 года вступили в силу новые требования к товарным знакам. Нельзя регистрировать товарные знаки, которые вводят в заблуждение относительно места изготовления товара.
Например, нельзя зарегистрировать название «Барнаульский молочник», если заявитель находится в Махачкале.
Также с 29 мая 2023 года введен запрет на отчуждение исключительного права на товарный знак, если из-за этого потребители будут введены в заблуждение.
Например, нельзя передать права на товарный знак «Московские булочки» предпринимателю из Ярославля.
Как пройти регистрацию успешно?
Регистрация товарного знака – это сложный процесс. Чтобы пройти его успешно, нужна подготовка. С первого раза самостоятельно зарегистрировать товарный знак получается не у всех заявителей. К нам часто обращаются клиенты уже после неудачи. Причина – недостаточное погружение в тонкости процедуры.
У предпринимателей нет времени и возможности изучить всю нормативную базу, проанализировать аналогичные регистрации, тщательно провести предварительный поиск тождественных и схожих обозначений. Поэтому большинство доверяют эту процедуру профессионалам – патентным поверенным.
Нельзя зарегистрировать обозначения, которые указаны в ст. 1483 ГК РФ. Основные запреты касаются государственных символов, названий международных и федеральных организаций, обозначений, которые вводят в заблуждение или не отвечают нормам морали. Заявителям полезно изучить Руководство по экспертизе товарных знаков.
Если обозначение не соответствует требованиям, можно его доработать. Этим у нас занимается неймер, дизайнер и патентный поверенный. О том, как сделать доработку, можно узнать на нашем сайте.
После того, как товарный знак выбрали, можно переходить к регистрации. Процедура включает несколько этапов:
Заявитель или патентный поверенный проводит предварительную проверку обозначения на уникальность по базам данных Роспатента и выбирает классы МКТУ – виды деятельности, в которых будет работать.
Заявитель или патентный поверенный готовит документы: собирает и безошибочно заполняет формы. Требования к заполнению собраны здесь.
Заявитель оплачивает государственную пошлину, без оплаты регистрация не начнется. Посчитать пошлины можно на калькуляторе Роспатента. Таблица пошлин здесь.
Заявитель или патентный поверенный подает заявку путем электронного документооборота, почтой, факсом или лично, а сотрудники ФИПС ее регистрируют.
Эксперты ФИПС проверяют наличие и правильность заполнения документов.
Эксперты ФИПС проверяют товарный знак на соответствие требованиям законодательства и уникальность.
Эксперты по итогам проверок принимают решение о выдаче свидетельства или отказе.
Заявитель получает отказ или положительное решение ведомства, а потом и свидетельство о регистрации. При отказе пошлину не возвращают.
Процедура может длиться до 18 месяцев, но на практике специалистам моего патентного бюро удается зарегистрировать обозначения за 3-6 месяцев. Срок может увеличиться из-за ответов на уведомления и запросы от экспертов Роспатента на этапе проверок. На эти запросы нужно давать мотивированные ответы и как можно быстрее.
Подробнее узнать о процедуре регистрации пошагово можно в официальном Руководстве по осуществлению административных процедур и действий.
Основные моменты, которые нужно учесть для успешной регистрации:
Убедитесь в уникальности товарного знака. Проверить на уникальность можно по бесплатным или платным базам данных Роспатента. Полная информация доступна только за плату. Еще один вариант – заказать проверку у патентного поверенного. Мы проверяем словесные товарные знаки бесплатно, наш сервис здесь. Изобразительный и комбинированный товарный знак мы проверяем платно – за 8 000 рублей. Обозначение не должно повторяться или быть слишком похожим на уже зарегистрированные товарные знаки других компаний. Даже немного похожие обозначения могут вызвать вопросы у экспертов. Желательно уйти от сходства максимально, хотя при наличии в реестре сотен тысяч товарных знаков это проблематично. Если необходимо, мы предлагаем доработку обозначения, тогда регистрация проходит успешно.
Правильно определите нужные классы МКТУ. В классификаторе много похожих видов деятельности, которые относятся к разным классам. Часто предприниматели допускают ошибки – регистрируют обозначения не в тех классах МКТУ, которые им нужны. Изучайте весь классификатор, консультируйтесь у поверенных. Это очень важный момент.
Корректно заполните заявку. Недопустимы пропуски, ошибки или неточности. Особенно это касается адреса для переписки, данных заявителя, описания обозначения. Если у вас логотип, изображение должно быть максимально четким.
Вовремя оплатите государственные пошлины. Платить за регистрацию обязательно. В сумме получается 31 000 рублей, но со скидкой 30% процедура выйдет дешевле. От скорости уплаты пошлин тоже зависит продолжительность регистрации.
Отвечайте на уведомления Роспатента. В 90% случаев предварительный отказ можно легко оспорить, подобрав убедительные контраргументы на основе законодательства и судебной практики.
Товарный знак после регистрации в Роспатенте защищен только в России. В других странах нужно регистрировать отдельно.