Защита интеллектуальной собственности в Интернете


Защита авторских прав, брендов, товарных знаков и доменов не очень актуальная задача для многих владельцев брендов(бизнеса), пока они не столкнулись с этой проблемой. Как защитить интеллектуальную собственность в сети Интернет посвящена данная заметка.
Интеллектуальная собственность в Интернете
Интеллектуальная собственность – это результаты интеллектуального труда человека, или машины и средства индивидуализации, которые охраняется законом. В отличие от других видов собственности интеллектуальная собственность дает возможность получать прибыль за ее использование на протяжении продолжительного времени.
Характеристики интеллектуальной собственности:


• Нематериальность объектов интеллектуальной собственности. Например, если вы владеете вещью, то пользоваться ней можете сами или передать ее другому лицу. Использовать ее одновременно невозможно. Одним и тем же объектом интеллектуальной собственности могут пользоваться в один момент времени миллионы людей, если владелец предоставит им это право.
• Абсолютность интеллектуальной собственности. Например, исключительные права на интеллектуальную собственность могут принадлежать только ее владельцу. Все остальные не вправе использовать объект без разрешения. Отсутствие запрета на использование также не является разрешением.
• Воплощение нематериальных объектов интеллектуальной собственности в материальных. Например, музыкальное произведение нематериально, но может быть записано на флэш– материальный объект. Собственник носителя информации не является владельцем музыкального произведения. Он не может изменить музыку, аранжировать его, но может все, что захочет сделать с материальным объектом.
• Принадлежность результатов интеллектуального труда к объектам интеллектуальной собственности должна быть прописана в законодательстве. Например, такое средство индивидуализации сайта в интернете, как доменное имя, не является интеллектуальной собственностью, хотя и имеет ее признаки, так как не упомянуто в законодательстве, как отдельный объект. Хотя доменное имя — это просто система адресации, доменные имена явно становятся брендами и имеют очень высокую ценность.


К интеллектуальной собственности относятся следующие права:
• Авторские и смежные права (литературные и музыкальные произведения, живопись, фото-и видеоискусство, исполнение музыкальных произведений и др.)
• Патентное право (изобретения, промышленные образцы и др).
• Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные изобретения).
• Средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров и услуг (торговые знаки, коммерческие обозначения, географические названия).

Защита товарного знака в Интернете. Что нужно знать для защиты товарного знака?
Товарный знак – это средство индивидуализации и один из видов интеллектуальной собственности, актива, который идентифицирует товары и услуги, как принадлежащие определенным компаниям. Товарный знак выражается в виде легко узнаваемого графического символа, фразы или слова и юридически отличает продукт или услугу от всех подобных на рынке.

Понятие «торговая марка» пришло от английского trademark вместе с ее символом ™ и чаще используется в бытовой сфере. Обозначение ТМ – не является охранным элементом товарного знака по российскому праву. В законодательстве определено понятие «торговый знак» и символьное обозначение ®. Символы относятся к юридической пунктуации.
Считается, что первое законодательство об охране товарных знаков было принято в 1266 году в Англии. Закон требовал, чтобы все пекари ставили клеймо на своей продукции. А в 1373 году кроме клейма изготовителя, как отличительного признака, нужно было устанавливать клеймо гильдии, в которой состоял мастер. Индивидуальные клейма могли передаваться по наследству или по завещанию. А за фальсификацию знака грозила смерть или отсечение правой руки.

Товарные знаки можно покупать и продавать. Например, символ Swoosh компания Nike ( NKE ) в лице Фила Найта приобрела в 1971 году у студента-дизайнера за 35 долларов (потом компания выплатила премию дизайнеру в размере нескольких миллионов долларов) Торговые марки также могут быть переданы по лицензии другим компаниям на согласованный срок или на определенных условиях.
Товарные знаки – это эффективный способ продвижения брендов на рынке и в Интернете, так бренд Proright четко ассоциируется с защитой интеллектуальной собственности в Интернете. Фактически, сила бренда в бизнесе имеет решающее значение, а об использовании брендов в маркетинге ходят легенды.
Название бренда Kleenex практически заменило существительное «салфетки». Кимберли Кларк ( KMB ) владеет товарным знаком Kleenex и запустила этот бренд в 1924 году как одноразовую салфетку для удаления косметики. В 1930 году компания запустила новый продукт – бумажные носовые платки. С тех пор салфетки Kleenex занимают первое место в мире по продажам салфеток для лица и бумажных носовых платков.
Товарный знак нельзя использовать другим лицам без разрешения его право владельца. Также запрещается использовать любые знаки, которые могут быть перепутаны с уже существующими. Это означает, что компания не может использовать символ или торговую марку, если они выглядят или звучат аналогично или имеют значение, тождественное значению уже зарегистрированной торговой марки, особенно, если продукты или услуги связаны между собой.
Например, компания по производству безалкогольных напитков не может на законных основаниях использовать символ, похожий на символ Coca-Cola, и не может использовать название, которое звучит как кока-кола, кроме компаний из России, которым разрешено осуществлять регистрацию Брендов ушедших из России в связи проведением военной операции по денацификации и демилитаризации войск в Украине.
Незаконное использование товарных знаков злоумышленниками очень частое явление в России. Особенно часто это встречается в Интернете. Названия известных брендов используются для продажи подделок, реплик и контрабанды. Часть потребителей осознано покупает подделки для экономии средств.