Блокировка сайтов за политическую агитацию

Блокировка сайтов за политическую агитацию

В Российской Федерации на государственном уровне действует система ограничения доступа к информации и данным в Интернете. Государство пытается ограничить доступ граждан к информации, по мнению чиновников и правительства являющейся вредной и опасной, или как указывают суды “запрещенной к распространению”. Запрет распространения информации выражается в виде блокировки сайтов и приложений на которых размещена такая информация. В этой статье, мы рассмотрим некоторые особенности блокировки сайтов в России. 

БЛОКИРОВКА САЙТОВ

Блокировку сайтов в России осуществляет и контролирует Роскомнадзор. Роскомнадзор – подразделение Министерства связи России (Министерство цифрового развития), осуществляющее цензуру информации в Интернете для граждан России. В полномочия Роскомнадзора входит осуществление блокировок сайтов, ip-адресов, сетей и приложений в Интернете, а также взаимодействие с провайдерами Интернета и связи, агрегаторами, сайтами и блогерами.

Роскомнадзор является исполнителем решений судов и постановлений государственных органов России по ограничению доступа к запрещенной информации. Владельцы интернет-ресурсов, сайтов, доменов, приложений несут риски связанные с блокировкой сайтов и внесением доменов и ip-адресов в Единый реестр запрещенных сайтов. В России блокировка сайтов часто связана с нарушением закона как со стороны судов, так и со стороны владельцев сайтов. С 2021 года, в Росси будет осуществляться блокировка сайтов по политическим причинам, например за агитацию или призывы к митингам или социальным акциям протеста.

Госдума приняла законопроект, позволяющий ЦИК требовать блокировки сайтов с «незаконной агитацией»

Госдума в третьем чтении приняла законопроект, который позволяет Центральной избирательной комиссии(ЦИК) потребовать от Роскомнадзора заблокировать сайты с «незаконной агитацией», сообщается на сайте нижней палаты парламента.

Исходя из анализа контента заблокированных сайтов можно сделать вывод, что блокировка может коснуться любого интернет ресурса. Так в России заблокированы или подвергались частичной блокировке крупнейшие интернет ресурсы, среди которых YouTube.com, LinkedIn.com, Amazon WS, IM Telegram и другие. Роскомнадзор часто требует заблокировать сайты без законных причин, решений судов и нормативных актов, это связано с дешевым административным ресурсом и коррупцией.

Как уточнила «Российская газета» со ссылкой на секретаря ЦИК Майю Гришину, речь идет о «спланированных, финансируемых акциях агитационного характера», которые оплачиваются не из фонда кандидата.

Владельцы сайтов по требованию Роскомнадзора должны будут удалять такую информацию в течение суток. В противном случае сайты будут заблокированы.

Разблокируют их только после того, как незаконная, по мнению ЦИК, агитация будет удалена. Если владелец сайта не удалит информацию, доступ к ней восстановят только спустя пять дней после оглашения итогов выборов.

При этом, отмечала Гришина, комментарии под постами в соцсетях незаконной агитацией считаться не будут: «Конституционный суд сказал, что граждане могут агитировать в безденежных формах».

Поправки внесут в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Авторы закона — члены фракции «Единая Россия»: Ольга Савастьянова, Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Валерий Иванов, Ирина Марьяш, Дмитрий Ламейкин и Дмитрий Сватковский.

Госдума также приняла, разработанный ими законопроект об увеличении административного штрафа за нарушение правил агитации. Для физических лиц штраф будет в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей; для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Текст закона

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448) изменение, дополнив его статьей 151-2 следующего содержания:

«Статья 151-2. Порядок ограничения доступа к агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах 

  1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации – при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации – при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о принятии мер по временному ограничению доступа к указанным информации, агитационным материалам или их удалению и (или) по временному ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам в сети «Интернет» (страницам сайтов в сети «Интернет»), на которых размещены указанные информация, агитационные материалы, в случае непринятия мер по ограничению доступа к ним или их удалению.
  2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:

1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по временному ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещены информация, материалы, указанные в части 1 настоящей статьи. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страницы сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такие информацию, материалы;

2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещены указанные в части 1 настоящей статьи информация, материалы;

3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу, распространяющим информацию, материалы, указанные в части 1  настоящей статьи, уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет»,  и с требованием принять меры по временному ограничению доступа к таким информации, материалам либо по их удалению;

4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

  1. После получения по системе взаимодействия требования, указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к указанному в таком требовании информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
  2. Незамедлительно с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса (сайта в сети «Интернет») и уведомить его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к информации, материалам, указанным в части 1 настоящей статьи, либо удалить их.
  3. В случае если владелец информационного ресурса (сайта в сети «Интернет») удалил информацию, материалы, указанные в части 1 настоящей статьи, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.
  4. После получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности, а также в случае окончания периода временного ограничения доступа, указанного в части 8 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
  5. После получения уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
  6. Временное ограничение доступа к информационным ресурсам, на которых размещены информация, материалы, указанные в части 1 настоящей статьи, может быть введено не ранее дня официального опубликования (публикации) решения о назначения соответствующих выборов, референдума и оканчивается по истечении пяти дней со дня определения результатов соответствующих выборов, референдума.
  7. Порядок взаимодействия между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, определяется соглашением между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.».