Если у вас есть зарегистрированный товарный знак в России, вы можете оказаться в ситуации, когда ваши исключительные права на товарный знак нарушаются владельцами сайтов, доменов или компаниями в сети. Это может привести к репутационным и финансовым потерям для компании правообладателя. Любое несанкционированное использование бренда в Интернете должно проверяться и при необходимости ликвидироваться для устранения возможных нарушений и злоупотреблений. Если же ваш бренд пока не зарегистрирован как товарный знак, мы можем вам помочь его зарегистрировать в России.
В случае использования чужого товарного знака без разрешения, компания являющаяся правообладателем, имеет право обратиться к нарушителю с требованием прекратить нарушение или обратиться в суд. При наличии факта нарушения, организация нарушитель понесет ответственность за то, что использовала чужой товарный знак в целях маркировки товара или услуги.
Ответственности за незаконное использование товарного знака (бренда)
По законодательству России использовать товарный знак без разрешения правообладателя незаконно. За незаконное использование товарного знака предусматривается гражданская, административная и уголовная ответственность. Чтобы привлечь нарушителя к ответственности необходимо самостоятельно проделать большую работу или обратиться к специалистам по защите брендов.
Незаконное использование товарного знака в Интернете
В первую очередь, под незаконным использованием товарного знака понимается такое использование, которое нарушает права правообладателя на зарегистрированный товарный знак. Например, регистрация и использование доменного имени сходного до степени смешения с товарным знаком, продажа на сайте товаров защищенных товарным знаком правообладателя без его согласия, производство и продажа собственной продукции под чужим брендом, а также недобросовестная конкуренция – является незаконным использованием ТЗ.
Часто злоумышленники незаконно используют товарный знак сознательно, чтобы получить выгоду за счет узнаваемости бренда и его репутации на рынке. Правообладатели, являясь производителями товаров, инвестирую в развитие своих брендов, маркетинг, рекламу, поддержку и качество, чтобы донести до покупателей информацию о своих продуктах, показать их ценность и уникальные возможности. Дорогостоящие исследования рынка, адаптация к региону, расходы на рекламу и продвижение требуют значительных денежных ресурсов.
Товар, маркированный чужим брендом, называется поддельным, репликой или контрафактом. В среднем от 10 до 90 процентов товаров на рынках в России являются контрафактными, при этом процент контрафакта актуален и для рынка электронной коммерции. Подделки распространены в магазинах и торговых центрах, подделывают как известные, так и только появляющиеся в России бренды. Злоумышленники подделывают не только спортивную одежду и модные товары, подделки распространены на рынке автомобильных запчастей, мобильных устройств и лекарств.
Продавец, который нелегально использует чужой бренд не тратиться на продвижение бренда, его развитие и поддержку оригинального качества. Поэтому поддельные товары имеют более низкую стоимость чем оригинальные. Также контрафактные товары имеют низкое качество и даже визуально отличаются от оригиналов, потому что качественные подделки требуют наличия технологий и средств производства, которыми не обладают мошенники. В результате, поддельные товары продаются по низкой цене и дешевая нелицензионная продукция быстро реализуется благодаря известности бренда. Таким образом, на рынке возникает недобросовестная конкуренция за чет выигрышного рыночного положения, которое получают злоумышленники.
Бренд это потенциал компании и ее продукта
Бренд или товарный знак — уникальное имя, символ, которое через ассоциацию с компанией или продуктом занимает в общественном сознании определенное место, а также предлагает потребителю качество, надежность, ценность, стиль и технологии. Бренд это важная составляющая компании, отражение вашей репутации, профессиональной компетенции, качества и доверия потребителей. Ценности, качество, дизайн и технологии объединяются в одно понятие, знак и символ компании – бренд, который нужно не только регистрировать как товарный знак, но и активно защищать в сети от недобросовестного использования.
Виды нарушений прав на товарный знак
Противоправные действия проявляются по-разному, в зависимости от умысла злоумышленников, их возможностей и применяемых технологий. Именно такие ситуации могут быть расценены в качестве незаконного использования бренда в Интернете:
- Использование товарного знака (бренда) в доменном имени;
- Использование товарного знака в рекламе, например, Yandex.Директ, Google AWS, привлекая трафик, но продавая другие товары (подделки) или других брендов;
- Использование бренда в мошеннических рассылках и спаме;
- Использование бренда в промоакциях,
- Применение бренда в документации к продукции;
- Использование бренда, для того чтобы обслуживать клиентов;
- Использование бренда, который располагается на самой продукции и активно участвует при товарообороте, импорте или экспорте в РФ без правообладателя;
- Реализация товаров под чужим брендом;
- Реализация товаров маркированных брендом на сайтах интернет-магазинов.
Производители стремятся защитить свои товары от подделок, используя специальную защиту, чипы, упаковку, маркировку и даже специальное программное обеспечение. Однако право на исключительное использование товарного знака принадлежит только правообладателю. Правильная регистрация товарного знака является залогом успеха при обеспечении защиты бренда.
Пресечение нарушений незаконного использования товарного знака
При обнаружении факта нарушения прав на товарный знак, правообладатель или его представители, могут обратиться сразу в несколько государственных органов, чтобы защитить свое исключительное право и привлечь к ответственности нарушителей:
- подать заявление на возбуждение уголовного дела в полицию или в прокуратуру;
- обратиться в территориальную таможню во время таможенного декларирования продукции, которая импортирует товары в РФ;
- направить заявление в ФАС и указать факт рекламирования продукта;
- пожаловаться в территориальный орган РОСПОТРЕБНАДЗОРА;
- обратиться в суд или специализированную компанию по защит брендов
Подтверждение факта незаконного использования может быть любым. Например, можно осуществить закупку контрафактного товара. Для этого требуется стать потребителем и получить чек.
Кого можно привлечь к ответственности за нарушение прав на товарный знак?
К юридической ответственности за незаконное использование товарного знака могут быть привлечены физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Основной проблемой привлечения к ответственности является установление личности физического лица, незаконно использующего товарный знак.
Виды ответственности за факт незаконного использования товарного знака
Ответственность нарушителя по гражданскому законодательству за нарушение права на ТЗ
За нарушение права на товарный знак предусмотрена ответственность по статьям 1515 и 1537 Гражданского кодекса РФ. В виде возмещения причиненного ущерба, изъятия из оборота и уничтожения контрафактного товара, этикеток, упаковок. Нарушитель обязан удалить товарный знак правообладателя с материалов, которыми сопровождается выполнение работ, оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок. При этом, правообладатель вправе потребовать вместо возмещения убытков выплату компенсации от десяти тысяч до пяти миллионов рублей с нарушителя.
Ответственность предусмотренная ст. 1515 ГК РФ:
- изъятие из оборота с уничтожением контрафактной продукции с размещением незаконно используемого товарного знака;
- удаление товарного знака с документов, рекламы и баннеров;
- возмещение расходов и выплата компенсации в размере 10 000 — 5 000 000 рублей, двукратного размера стоимости права использования товарного знака или двукратного размера цены товаров с незаконно размещенным товарным знаком.
Административная ответственность за нарушение прав на товарный знак
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за однократное использование чужого торгового знака предусматривается административный штраф с руководящего лица от 3000 до 4000 рублей, с юридического лица — от 30000 до 40000 рублей. При этом предусмотрена конфискация товара с чужим брендом.
Предусмотрена административная ответственность по ст. 14.10. КоАП РФ. За незаконное использование товарного знака предусматривается конфискация товаров, на которых содержится воспроизведение товарного знака с материалами и оборудованием производства. Также штрафы для нарушителей:
- для граждан — от 5000 до 10000 рублей;
- для должностных лиц — от 10000 до 50000 рублей;
- для юридических лиц — от 50000 до 200000 рублей.
Выпуск продукции для продажи или товарной реализации налагает предметную конфискацию и наложение штрафной санкции:
- для российских граждан — двукратный размер цены товара или предмета административного нарушения права, но не меньше 10 000 рублей;
- для должностных лиц — трехкратный размер цены товара, который стал предметом нарушения закона, но не меньше 50 000 рублей;
- для юридических лиц — пятикратный размер цены товара или предмета законодательного нарушения, но не меньше 100 000 рублей.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 180 УК РФ. За незаконное использование товарного знака или применение сходного обозначения для однородной продукции при неоднократном причинении крупного ущерба, наказывается:
- штрафной санкции в количестве 100 000 — 300 000 рублей, зарплаты или другого дохода в течение двух лет;
- обязательных работ до 480 часов, исправительных или принудительных работ до 2 лет;
- тюремного заключения на период до 2 лет и выплаты штрафа 80 000 рублей, зарплаты или другого полугодового дохода.
В случае неоднократного незаконного использования товарного знака незарегистрированного в России или места происхождения товара при причинении крупного ущерба, наказывается:
- штраф до 120 000 рублей, в размере одной зарплаты или иной доходной за год;
- обязательными работами до 360 часов или исправительными работами до 1 года.
За те же действия, которые были совершены сговоренными лицами, наказываются введением:
- штрафной статьи в количестве 500 000 — 1 000 000 000 рублей, зарплаты или другого дохода от 3 до 5 лет;
- принудительных работ до 5 лет или лишения свободы до 6 лет со штрафом в 500 000 рублей, зарплаты или другой прибыли за 3 года.
Крупный ущерб это сумма более 250 000 рублей.
При многократном нарушении законодательства в области исключительного права пользования и причинения ущерба владельцу бренда на сумму свыше 250 000 рублей, виновное лицо несет уголовную ответственность по статье 180 Уголовного кодекса РФ. Нарушитель получает одно из следующих наказаний:
- штрафную санкцию — до 200 000 рублей;
- принудительную конфискацию зарплаты — в течение 1,5 лет;
- 240 часов принудительной или 2 года исправительной работы.
Судебная практика по незаконному использованию товарных знаков
Арбитражные суды рассматривают дела, связанные с нарушением исключительных прав на товарные знаки, в том числе в Интернете. Успех любого дела зависит от профессионализма представителей правообладателя и защиты нарушителя. С каждом годом защищать права на товарные знаки в России становится дороже и сложнее, потому что мошенники и нарушители используют новые технологии и регионы для избежания ответственности.
Компания владелец бренда может осуществлять профилактику, мониторинг и профилактические меры по недопущению незаконного использования своего товарного знака. Периодически проверять точки продаж, дистрибьюторов, проверять права на использование товарных знаков поставщиков и не допускать того, чтобы товарный знак более 3 лет не использовался правообладателем. Иначе, судебные органы могут принудительно прекратить регистрацию товарного знака.
Лицензирование как способ законного использования бренда
Владельцы товарных знаков вправе распоряжаться своими правами и могут делиться правом использования товарного знака со своими партнерами и клиентами. Использовать в рамках закона чужой бренд можно в нескольких случаях: если получить согласие от правообладателя в письменном виде, или заключить лицензионный договор.
Ознакомиться с образцом согласия на использование товарного знака можно по ссылке.
Согласно ст. 1490 Гражданского кодекса РФ, лицензионный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Эта процедура займет примерно несколько месяцев. Также за регистрацию договора необходимо оплатить государственную пошлину.
В некоторых ситуациях, к примеру, если товарным знаком человек будет пользоваться некоторое время, тогда в заключении лицензионного соглашения нет надобности. Достаточно сделать запрос правообладателю бренда и получить его письменное одобрение.
В письме должна находится информация о юридическом или физическом лице, который дает согласие на использование бренда, а также о лице, который получает разрешение осуществлять соответствующие действия. Также в документе должны содержаться условия, на которых дается данное соглашение.