Антимонопольное регулирование результатов интеллектуальной деятельности

Антимонопольное регулирование результатов интеллектуальной деятельности

Развитие рынка интеллектуальной собственности и его регулирование в России

В настоящее время в Российской Федерации рынок интеллектуальной собственности регулируется только Гражданским кодексом и сложившимися правилами поведения правообладателей, пользователей и разработчиков. До 2020 года государство работало над улучшением защиты правообладателей, и можно точно сказать, что сделало для этого достаточно много. В России появилась четвертая часть Гражданского кодекса, появился Суд по интеллектуальным правам, Мосгорсуд получил исключительную подведомственность по защите авторских прав, а Роскомнадзор обязан ограничивать доступ к сайтам нарушителям авторских прав. Также правообладателям дали возможность влиять непосредственно на компании не являющиеся нарушителями, введя ответственность информационного посредника. В итоге, правообладатели получили беспрецендентные права на защиту. Государство дало возможность правообладателям расчистить рынок от контрафакта, незаконного использования товарных знаков, пиратского контента и сильно повлияло на увеличение легального рынка программного обеспечения, фильмов, сериалов, музыки и лицензионного контента.

Исходя из законодательной инициативы, государство намерено создать регулирование развивающегося рынка интеллектуальной собственности. Причем регулирование будет направлено не только на программное обеспечение, но и на оборот фильмов, ТВ-программ, сериалов, музыки и контента.

ФАС о защите конкуренции на рынке интеллектуальной собственности

Федеральный Закон «О защите конкуренции» не распространяется на регулирование результатов интеллектуальной деятельности, к которым относятся книги, фильмы, сериалы, сайты, программное обеспечение и любой другой контент. Любые правообладатели, в том числе программного обеспечения имеют право самостоятельно определять стоимость ПО и устанавливать различные цены на одно и то же произведение для разных категорий пользователей или разных регионах. Это разумно с учетом стоимости поддержки разных типов клиентов и наборов используемых такими клиентами сервисов.


ФАС считает, что правообладатели лицензий на ПО могут использовать результаты интеллектуальной деятельности для монополизации и ограничения конкуренции на рынке. По мнению федеральной службы, правообладатели могут злоупотреблять своими правами, что несёт ущерб развитию конкуренции в России. ФАС предлагает запретить ведущим на рынке разработчикам программного обеспечения навязывать невыгодные условия потребителям контролируя рынок через законодательство о защите конкуренции. Поэтому ФАС предлагает дополнить ФЗ «О защите конкуренции» нормами позволяющими регулировать рынок РИД в России.

Документ отправили Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и некоммерческое партнёрство «Руссофт», объединяющие более 300 ИТ-компаний. В АПКИТ и АРПП подтвердили подлинность письма. В Минкомсвязи сообщили, что получили письмо, но его содержание не прокомментировали.

ФАС также указывает, что прямой запрет применения антимонопольного законодательства к результатам интеллектуальной деятельности, существующий в Гражданском кодексе, противоречит международным соглашениям – таким как Договор о Евразийском экономическом союзе. Правки ФАС, предлагают дополнить статью 11 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольными требованиями «к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг». Предполагаемые изменения будет касаться не только рынка программного обеспечения, но и практически всех услуг и сервисов доступных в Интернете.

Предлагается ввести запрет на «соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу на одном товарном рынке товаров, производимых с использованием принадлежащих таким лицам результатов интеллектуальной деятельности, а также предоставление на одном товарном рынке программ для электронных вычислительных машин и баз данных, связанные с распоряжением правами на результаты интеллектуальной деятельности», если такие соглашения могут привести к поддержанию цен на такие товары, разделу рынка, сокращению или прекращению производства, а также к отказу от заключения договоров о предоставлении товаров.

Также предлагается ввести запрет на соглашения о предоставлении и/или отчуждении прав использования результатов интеллектуальной деятельности, ведущих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Тем, кто уже занимает доминирующее положение на рынке таких товаров и владеет правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, разработчикам ПО, предлагается запретить распоряжаться правами на такие результаты интеллектуальной деятельности, если они приводят к монопольно высокой цене, необоснованному отказу или уклонению от заключения договора, навязыванию невыгодных условий договора, необоснованному сокращению или прекращению производства, созданию дискриминационных условий, препятствий доступу на рынок или выходу с него хозяйствующим субъектам.

ФАС отмечает, что изменения не вводят регулирование отношений связанных оборотом интеллектуальной собственности, но предусматривают определенные запреты на монополизацию ряда рынков. Хотя в действительности это точно отразиться на услугах и их доступности, о чем предупредили участники рынка. Введение антимонопольного регулирования может привести к сокращению количества компаний и инноваций на рынке.

Компании правообладатели считают обновление ФЗ “О защите конкуренции” «ударом по отечественным разработчикам», поскольку сейчас они могут выбирать партнёров по необходимым компетенциям и выстраивать многоуровневые партнёрские каналы. В случае принятия изменений такие действия будут считаться незаконными.

В АПКИТ пояснили, что между разработчиком ПО и конкретным заказчиком создается длинная цепочка из интеграторов, поскольку сложные продукты для цифровизации бизнеса требуют настройки для каждой компании отдельно. В зависимости от этого формируется и цена.

При одобрении инициативы ФАС для конечных частных потребителей цены могут стать немного ниже, но только на короткое время, считают в АПКИТ. Затем цены вновь вырастут либо продукт уйдёт с рынка, предупреждают в ассоциации. Разработчики же столкнутся с сокращением доходов и возможностей для инвестиций в разработку нового ПО.

В ФАС указывают, что не раз обсуждали законопроект с бизнесом: документ учитывает замечания о возможности широкого применения антимонопольных правил. Проект не регулирует отношения с интеллектуальной собственностью, он предусматривает конкретные запреты на монополизацию рынков, отмечают в антимонопольной службе.

Share this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *