Регулирование цифровых технологий, связи и Интернета одно из активных направлений деятельности государства. Интернет рассматривается не просто как большая часть современной экономики, нуждающейся в поддержке и развитии, но и как угроза государственной безопасности и власти. Неэффективная работа Роскомнадзора и растущие протестные настроения в России, вызывают раздражение у власти, которая принимает новые законы направленные на поиск новых механизмов ограничения доступа к информации и выделения российского сегмента Интернета в отдельную, технически обособленную и централизованно управляемую локальную сеть.
Подписан закон о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз
Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”
Согласно новому Федеральному закону оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к Интернету, обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования, представлять информацию в Роскомнадзор о фактическом месте установки таких технических средств и соблюдать технические условия их установки, а также требования к сетям связи.
Это означает, что кроме программно-аппаратного комплекса “Ревизор” компании будут обязаны установить дополнительное оборудование в свои сети. Подразумевается, что новое оборудование будет работать по принципу фильтра, ограничивая доступ пользователей к сайтам определяемым Роскомнадзором. Стоимость, конфигурация и требования к такому оборудованию пока неизвестны, но затраты операторов связи на исполнение нового закона могут превысить десятки миллиардов рублей в год.
Определен порядок управления сетями связи в случае возникновения угроз функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования, а также порядок обеспечения устойчивого и безопасного использования в РФ доменных имен. В случае возникновения угроз Роскомнадзором может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользования. При этом лица, участвующие в централизованном управлении, обязаны выполнять правила маршрутизации сообщений электросвязи, установленные Роскомнадзором.
Оператор связи не обязан ограничивать доступ к запрещенной информации, если доступ к такой информации в сети связи оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования.
Установлено, что средства связи, с использованием которых лица, участвующие в централизованном управлении, выполняют указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, должны размещаться на территории РФ.
Кроме того, оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам.
В целях приобретения практических навыков по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования введена обязанность проведения учений, положение о проведении которых, в том числе цели и задачи их проведения, а также перечень участников, устанавливает Правительство РФ.
Введено понятие “точка обмена трафиком” – это совокупность технических и программных средств и/или сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет. Собственники или иные владельцы точек обмена трафиком не вправе подключать к точкам обмена трафиком сети связи, владельцы которых не соблюдают установленных требований.
Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Положения подпункта 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона “О связи” в части использования национальной системы доменных имен применяются с 1 января 2021 года.
Федеральный закон от 01.05.2019 N 93-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Определен порядок реализации запрета на распространение среди детей информации, содержащей изображение или описание сексуального насилия
Организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая такую информацию, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших 18 лет.
В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая такую информацию, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении посетителем совершеннолетия лицо, осуществляющее реализацию входных билетов, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого посетителя. Перечень соответствующих документов будет устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) определяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия.
Установлен запрет допуска к распространению информационной продукции, содержащей указанную информацию, на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательных организаций, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций отдыха и оздоровления детей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Положение настоящего Федерального закона, касающееся порядка информирования распространителей информационной продукции об указанных организациях, находящихся в границах муниципального образования, вступает в силу со дня его официального опубликования.
Кто будет управлять сетью общего пользования?
Для управления сетью общего пользования будет создан Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования. На начальном этапе офис составит не более 70 сотрудников, средняя заработная плата которых не будет превышать размер номинальной заработной платы по г.Москве исходя из статистики 2019 года.
Чем Российская автономная сеть Интернет будет отличаться от китайской?
- В Китае DPI стоит между “Чайнанет” и всем остальным, а в Россиющке — на каждом операторе.
- Если в Китае задержки и пакет-лосс от работы GCFW отражаются на трансграничном трафике, то в России это будет вообще везде