В наше время бизнес стал активно переходить в онлайн-режим. Такую ситуацию спровоцировали 2 фактора:
- Коронавирусная инфекция, потребовавшая от бизнесменов внесения в формирование своего бизнеса структурных изменений.
- Начало использования в предпринимательской деятельности соцсетей и единых цифровых площадок стало представлять с маркетинговой точки зрения существенную выгоду.
Онлайн сервисы дают предпринимателям возможность привлечь пользователей и собрать базу возможных клиентов, для которых будет интересна компания и они станут покупать ее услуги или товары.
Существует еще одна тенденция, на которую необходимо обращать внимание. Это распространение так называемой «социальной торговли». «Инфлюенсерами», блогерами и другими лидерами мнений создаются брендовые вещи и распространяются через маркетплейсы и соцсети, причем видно, что онлайн торговля успешно соперничает с обычными торговыми сетями. Изучение этой сферы показало, что большинство их покупателей относится к так называемому молодежному «поколению Z». Они отдают предпочтение товарам, которые производят любимые блогеры, а не раскрученным брендам. Такое положение вещей отмечается в Китае, однако эксперты утверждают, что самое в ближайшем будущем это произойдет и в электронной коммерции.
Следует признать, что в наше время социальные сети стали много обширнее, чем просто интернет платформы, позволяющие пользователям общаться онлайн. Соцсети превратились в настоящий инструмент, помогающий вести бизнес, а громадная аудитория «подписчиков» превратилась в основной актив, позволяющий компании в разы увеличивать обороты и активно развиваться.
Правовая база
Исходя из мнения большинства юристов, из-за энергично развивающейся эксплуатации соцсетей в сферах коммерции и электронного маркетинга в онлайн среде появились неспецифичные средства, индивидуализирующие бренд. В их перечень входят:
- имя пользователя, к примеру, в Инстаграм;
- корпоративный электронный адрес;
- имя домена;
- профиль (к примеру, сообщество в «Вконтакте» или Фейсбуке).
Все объекты, которые перечислены выше, не отнесены законодательством РФ к средствам, обеспечивающим индивидуализирования. Однако, не смотря на это, они способны повысить узнаваемость бренда на рынке как экономически, так и технически, обособляя его. Это по большей части является чрезвычайно важным для тех фирм, которые представляют свои изделия исключительно на интернет платформах.
ГК РФ не относит названные выше веб-объекты к результатам интеллектуальной деятельности. Они имеют непосредственное отношение к методам адресации в сети. А вот у профиля соцсети юридическая сущность в настоящее время остается предметом дискуссий, так как до сих пор не определена. Этим обуславливается то, что интересы пользователей, обладающих перечисленными активами, очень сложно защищать. Именно этим объясняется актуальность следующих вопросов:
- Как защитить свои права, когда некто в своем идентификаторе пользователя стал применять фрагмент слова, имеющий непосредственное отношение к Вашему ТЗ?
- Как поступить, если кто-то в одной или нескольких социальных сетях создал «фейковый» (фиктивный) профиль и начал составлять Вам конкуренцию, предлагая сходные изделия под Вашим торговым знаком?
- Какую защитную стратегию предпочесть в перечисленных ситуациях, и как снизить до минимума правовые риски в перечисленных и подобных им ситуациях?
Стратегический план защиты
Как можно предположить, не существует общей инструкции, позволяющей защитить свой бренд в онлайн сфере. Каждый конкретный случай предполагает учет специфики дела и спровоцировавших его обстоятельств. Но предотвратить возникновение неприятных последствий вполне реально, если предпринять заранее определенные меры предосторожности.
Режим служебных произведений как первая мера предосторожности
В первую очередь следует ввести систему служебных произведений. Она поможет сократить те риски, которые имеют непосредственную связь с интеллектуальной собственностью, находящейся в соцсетях.
Если на предприятии есть ряд работников, веб-дизайнеров, копирайтеров и т.д., которые ведут профиль бренда, занимаются заполнением страниц в социальных сетях и т. д., с ними необходимо правильно оформлять трудовые отношения, касающиеся результатов, полученных от интеллектуальной деятельности. Для того, чтобы работодателю принадлежали все права на нее, нужно внедрить в компании режим служебных произведений, т. е. отношения с сотрудником должны подтверждаться полным пакетом документов, состоящим из:
- Регламента.
- Должностной инструкции, в которой в обязанностях сотрудника есть пункт «создание служебных произведений».
- Контракта об авторских вознаграждениях.
- Трудового договора с включенным в него пунктом, касающимся интеллектуальной собственности.
Если профиль ведется не по договору гражданско-правового характера, а передан на аутсоринг, в трудовом соглашении должно быть указано, что все права на создаваемую сотрудниками интеллектуальную собственность принадлежат исключительно работодателю. В РФ накоплена большая судебная практика, связанная с потерей заказчиком особых преимуществ на результаты интеллектуальной деятельности, созданной работниками компании. Данные ситуации имеют непосредственную связь с отсутствием на фирме документов, свидетельствующих о введении режима служебных произведений.
Обеспечение тайны логина и пароля
Еще одним обязательным нюансом обеспечения правовой защиты интеллектуальной собственности является сохранение в тайне сведений, необходимых для входа в профиль, логина и пароля. Если они станут известны посторонним лицам, это спровоцирует возникновение непоправимых последствий, вплоть до того, что аккаунт пользователя будет блокирован. Для минимизации этих рисков необходимо следующее:
- На логин и пароль должен быть распространяться режим конфиденциальности информации (коммерческая тайна).
- С лицом, которое ведет в соцсети профиль, следует заключить договор о ее сохранении.
Кроме этого, при установке такого режима нужно предусмотреть возможность смены пароля и назначить человека, который будет непосредственно отвечать за эту процедуру. Эту операцию нужно проводить каждый раз, как только меняется сотрудник, ведущий профиль компании.
В зарубежном судопроизводстве есть на эту тему одно показательное дело: PhoneDog v Kravitz. В нем ответчиком выступал сотрудник компании, который вел ее учетную запись в Твиттере. В названии профиля сочетались его имя и оригинальное наименование компании-истца. Иск к ответчику заключался в том, что он после того, как был уволен с работы, не удосужился сменить имя профиля или удалить аккаунт, а вел его от имени бывшего работодателя и время от времени выставлял свои публикации. То дело закончилось мировым соглашением, однако пароль от оспариваемой учетной записи был признан судом коммерческой тайной.
В РФ, чтобы осуществить правовую защиту подобной информации, необходимо, чтобы она находилась в режиме коммерческой тайны, то есть:
- на предприятии был принят внутренний устав;
- руководство фирмы принимало меры, прописанные в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»;
- Все работники, ведущие профиль бренда и создающие цифровой контент, должны быть под роспись ознакомлены со списком данных, которые охватывает режим конфиденциальности.
В чем заключается активная защита?
Если рассматривать способы, позволяющие защищать свои нарушенные права, то здесь есть несколько вариантов. Владелец бренда для того, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, может обратиться в следующие организации:
- в суд, Роскомнадзор, Федеральную антимонопольную службу и т. д.;
- в руководство онлайн-платформы, на которой ведет бизнес;
- к информационным посредникам (компании, предоставляющие услуги хостинга, регистраторы доменных имен, провайдеры и т. д.).
Если фирма ведет бизнес только через соцсети или цифровые платформы, защиту ее интересов лучше всего осуществлять через антимонопольные органы. Такая линия поведения актуальна в том случае, когда некое лицо предприняло следующие действия:
- зарегистрировало фэйковый аккаунт;
- установило в нем название профиля, схожее до степени смешения с Вашим,
- начало через него конкурирующую деятельность с оригинальным брендом, пользуясь его популярностью, чем дезориентировало пользователей.
К примеру, недавно в Приморском крае в ФАС был подан иск от ООО «Лечебно-диагностический центр «Мечников» (домена METCHNIKOFF.RU, электронный адрес metchnikof@yandex.ru) на общество с ограниченной ответственностью «Мечников+». Обе организации занимались оказанием медицинских услуг.
Суть поданной жалобы заключалась в том, что общество с ограниченной ответственностью «Мечников+» использовало сходный адрес эл. почты metchnikoff@yandex.ru и практически полностью аналогичное имя домена MECHNIKOFF.RU. Антимонопольной организацией, занимавшейся разбирательством данного иска, было принято решение, что ООО «Мечников+» нарушило законодательство согласно п. 1 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции». В дальнейшем вердикт, принятый ФАС, был поддержан и в арбитражных судах.
Не смотря на то, что это дело было о тождественных именах домена и электронных адресах, с точки зрения антимонопольной службы оно может быть применимо и к тем ситуациям, когда непорядочный соперник начинает применять полностью тождественное Вашему название в соцсетях и идентично оформлять свой профиль.
Кроме этого, обращение с жалобой в ФАС окажет непосредственную помощь в тех случаях, когда, как в ситуации с Оксаной Самойловой, некто намеренно сделает копию оригинальных элементов Вашего бренда и скопирует название профиля. Девушка совсем недавно подверглась критике за то, что применила в оформлении своего сайта сходный стиль с Кайли Дженнер и скопировала дизайн ее бренда косметики «Kylie Cosmetics», а именно использовала в своих упаковках для товара те же самые цвета. В таких и сходных с ними ситуациях необходимо обращаться к п. 2 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции».
Еще один способ обеспечения активной защиты своего бренда – написать в суд иск о нарушении на Ваш товарный знак особого преимущества. Применение данной стратегии бывает наиболее действенным в тех случаях, когда использующее в своем профиле словесный элемент Вашего ТЗ недобросовестное третье лицо начинает вести конкурентную деятельность в различных соцсетях, блогах и других онлайн площадках. Однако в подобных ситуациях юристы рекомендуют учитывать ряд обстоятельств.
К примеру, ООО «Айконмедиа», являющемуся правообладателем ТЗ «Guf», суд не удовлетворил иск к Алексею Долматову российскому реп-исполнителю, носящему на своих выступлениях творческое имя «Guf». Основанием в отказе был тот факт, что музыкант использовал свой псевдоним задолго до того, как ООО «Айконмедиа», подали заявку на регистрацию товарного знака.
Однако в зарубежном судопроизводстве отмечен случай, когда судом была принята сторона законного владельца ТЗ. Речь идет о деле компании Nintendo, на которую был зарегистрирован товарный знак Pokemon. Эта компания предъявила иск к девушке-блогеру, ведущей профиль в Тик-Токе и youtube-канале.
Суть иска состояла в том, что ответчица носила псевдоним Pokeprincxss, в котором так же, как и в названии профиля компании Nintendo, есть словесный элемент, имеющий непосредственное отношение к ТЗ Pokemon. На теле девушки имеются татуировки, на которых изображены персонажи мультфильма, она снимает видео с эротическим содержанием, а в недавнем времени от своего имени занималась продажей одежды, на которой были изображения покемонов. По решению, принятому судом, девушка вынуждена была не только изменить название своего профиля, но и вернуть истцу все деньги, которые получила от продажи через него контрафактной одежды.
Выводы
Тем пользователям, которые ведут свой бизнес через соц. сети, хочется дать ряд советов:
- В первую очередь, категорически не рекомендуется копировать чужой бренд или применять в своей работе или творчестве его элементы, если на то нет непосредственного разрешения лица, на которое зарегистрирован ТЗ. За этими действиями кроются серьезные риски нарушения антимонопольного законодательства.
- Во-вторых, следует по возможности зарегистрировать свой товарный знак. Особую актуальность этому шагу придает то, что действующее в РФ законодательство разрешает в роли ТЗ использовать творческий псевдоним. Если в соцсетях, к примеру, в Фейсбуке или Инстаграме, есть страница с профилем принадлежащего Вам бизнеса, и Вы ведете через нее продажу своих изделий, его название также можно зарегистрировать как ТЗ. Этот шаг поможет увеличить стратегический потенциал для защиты Ваших прав.
В конечном счете, чтобы минимизировать риски, следует применять комплекс мер, так называемый внутренний комплаенс. К примеру, внедрить в компании режим служебных произведений и различные методы защиты прав (обращение в суд, ФАС, другие органы правосудия, а так же к администраторам онлайн-платформы, на которой Вы ведете свой бизнес).
100% гарантии, что все это сработает, дать нельзя, однако лучше подстраховаться заранее и иметь в наличии документы, которые доказывают, что Вы правы в своих притязаниях. Это пригодится при возникновении какой-либо спорной ситуации.