Правовая Защита Бренда в Интернете. Новые тенденции и возможности

Защита бренда в Интернете 2021

В наше время бизнес стал активно переходить в онлайн-режим. Такую ситуацию спровоцировали 2 фактора:

  1. Коронавирусная инфекция, потребовавшая от бизнесменов внесения в формирование своего бизнеса структурных изменений.
  2. Начало использования в предпринимательской деятельности соцсетей и единых цифровых площадок стало представлять с маркетинговой точки зрения существенную выгоду.

Онлайн сервисы дают предпринимателям возможность привлечь пользователей и собрать базу возможных клиентов, для которых будет интересна компания и они станут покупать ее услуги или товары.

Существует еще одна тенденция, на которую необходимо обращать внимание. Это распространение так называемой «социальной торговли». «Инфлюенсерами», блогерами и другими лидерами мнений создаются брендовые вещи и распространяются через маркетплейсы и соцсети, причем видно, что онлайн торговля успешно соперничает с обычными торговыми сетями. Изучение этой сферы показало, что большинство их покупателей относится к так называемому молодежному «поколению Z». Они отдают предпочтение товарам, которые производят любимые блогеры, а не раскрученным брендам. Такое положение вещей отмечается в Китае, однако эксперты утверждают, что самое в ближайшем будущем это произойдет и в электронной коммерции.

Следует признать, что в наше время социальные сети стали много обширнее, чем просто интернет платформы, позволяющие пользователям общаться онлайн. Соцсети превратились в настоящий инструмент, помогающий вести бизнес, а громадная аудитория «подписчиков» превратилась в основной актив, позволяющий компании в разы увеличивать обороты и активно развиваться.

Правовая база

Исходя из мнения большинства юристов, из-за энергично развивающейся эксплуатации соцсетей в сферах коммерции и электронного маркетинга в онлайн среде появились неспецифичные средства, индивидуализирующие бренд. В их перечень входят:

  • имя пользователя, к примеру, в Инстаграм;
  • корпоративный электронный адрес;
  • имя домена;
  • профиль (к примеру, сообщество в «Вконтакте» или Фейсбуке).

Все объекты, которые перечислены выше, не отнесены законодательством РФ к средствам, обеспечивающим индивидуализирования. Однако, не смотря на это, они способны повысить узнаваемость бренда на рынке как экономически, так и технически, обособляя его. Это по большей части является чрезвычайно важным для тех фирм, которые представляют свои изделия исключительно на интернет платформах.

ГК РФ не относит названные выше веб-объекты к результатам интеллектуальной деятельности. Они имеют непосредственное отношение к методам адресации в сети. А вот у профиля соцсети юридическая сущность в настоящее время остается предметом дискуссий, так как до сих пор не определена. Этим обуславливается то, что интересы пользователей, обладающих перечисленными активами, очень сложно защищать. Именно этим объясняется актуальность следующих вопросов:

  1. Как защитить свои права, когда некто в своем идентификаторе пользователя стал применять фрагмент слова, имеющий непосредственное отношение к Вашему ТЗ?
  2. Как поступить, если кто-то в одной или нескольких социальных сетях создал «фейковый» (фиктивный) профиль и начал составлять Вам конкуренцию, предлагая сходные изделия под Вашим торговым знаком?
  3. Какую защитную стратегию предпочесть в перечисленных ситуациях, и как снизить до минимума правовые риски в перечисленных и подобных им ситуациях?

Стратегический план защиты

Как можно предположить, не существует общей инструкции, позволяющей защитить свой бренд в онлайн сфере. Каждый конкретный случай предполагает учет специфики дела и спровоцировавших его обстоятельств. Но предотвратить возникновение неприятных последствий вполне реально, если предпринять заранее определенные меры предосторожности.

Режим служебных произведений как первая мера предосторожности

В первую очередь следует ввести систему служебных произведений. Она поможет сократить те риски, которые имеют непосредственную связь с интеллектуальной собственностью, находящейся в соцсетях.

Если на предприятии есть ряд работников, веб-дизайнеров, копирайтеров и т.д., которые ведут профиль бренда, занимаются заполнением страниц в социальных сетях и т. д., с ними необходимо правильно оформлять трудовые отношения, касающиеся результатов, полученных от интеллектуальной деятельности. Для того, чтобы работодателю принадлежали все права на нее, нужно внедрить в компании режим служебных произведений, т. е. отношения с сотрудником должны подтверждаться  полным пакетом документов, состоящим из:

  1. Регламента.
  2. Должностной инструкции, в которой в обязанностях сотрудника есть пункт «создание служебных произведений».
  3. Контракта об авторских вознаграждениях.
  4. Трудового договора с включенным в него пунктом, касающимся интеллектуальной собственности.

Если профиль ведется не по договору гражданско-правового характера, а передан на аутсоринг, в трудовом соглашении должно быть указано,  что все права на создаваемую сотрудниками интеллектуальную собственность принадлежат исключительно работодателю. В РФ накоплена большая судебная практика, связанная с потерей заказчиком особых преимуществ на результаты интеллектуальной деятельности, созданной работниками компании. Данные ситуации имеют непосредственную связь с отсутствием на фирме документов, свидетельствующих о введении режима служебных произведений.

Обеспечение тайны логина и пароля

Еще одним обязательным нюансом обеспечения правовой защиты интеллектуальной собственности является сохранение в тайне сведений, необходимых для входа в профиль, логина и пароля. Если они станут известны посторонним лицам, это спровоцирует возникновение непоправимых последствий, вплоть до того, что аккаунт пользователя будет блокирован. Для минимизации этих рисков необходимо следующее:

  1. На логин и пароль должен быть распространяться режим конфиденциальности информации (коммерческая тайна).
  2. С лицом, которое ведет в соцсети профиль, следует заключить договор о ее сохранении.

Кроме этого, при установке такого режима нужно предусмотреть возможность смены пароля и назначить человека, который будет непосредственно отвечать за эту процедуру. Эту операцию нужно проводить каждый раз, как только меняется сотрудник, ведущий  профиль компании.

В зарубежном судопроизводстве есть на эту тему одно показательное дело: PhoneDog v Kravitz. В нем ответчиком выступал сотрудник компании, который вел ее учетную запись в Твиттере. В названии профиля сочетались его имя и оригинальное наименование компании-истца. Иск к ответчику заключался в том, что он после того, как был уволен с работы, не удосужился сменить имя профиля или удалить аккаунт, а вел его от имени бывшего работодателя и время от времени выставлял свои публикации. То дело закончилось мировым соглашением, однако пароль от оспариваемой учетной записи был признан судом коммерческой тайной.

В РФ, чтобы осуществить правовую защиту подобной информации, необходимо, чтобы она находилась в режиме коммерческой тайны, то есть:

  • на предприятии был принят внутренний устав;
  • руководство фирмы принимало меры, прописанные в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»;
  • Все работники, ведущие профиль бренда и создающие цифровой контент, должны быть под роспись ознакомлены со списком данных, которые охватывает режим конфиденциальности.

В чем заключается активная защита?

Если рассматривать способы, позволяющие защищать свои нарушенные права, то здесь есть несколько вариантов. Владелец бренда для того, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, может обратиться в следующие организации:

  • в суд, Роскомнадзор, Федеральную антимонопольную службу и т. д.;
  • в руководство онлайн-платформы, на которой ведет бизнес;
  • к информационным посредникам (компании, предоставляющие услуги хостинга, регистраторы доменных имен, провайдеры и т. д.).

Если фирма ведет бизнес только через соцсети или  цифровые платформы, защиту ее интересов лучше всего осуществлять через антимонопольные органы. Такая линия поведения актуальна в том случае, когда некое лицо предприняло следующие действия:

  • зарегистрировало фэйковый аккаунт;
  • установило в нем название профиля, схожее до степени смешения с Вашим,
  • начало через него конкурирующую деятельность с оригинальным брендом, пользуясь его популярностью, чем дезориентировало  пользователей.

К примеру, недавно в Приморском крае в ФАС был подан иск от ООО «Лечебно-диагностический центр «Мечников» (домена METCHNIKOFF.RU, электронный адрес metchnikof@yandex.ru) на общество с ограниченной ответственностью «Мечников+». Обе организации занимались оказанием медицинских услуг.

Суть поданной жалобы заключалась в том, что общество с ограниченной ответственностью «Мечников+» использовало сходный адрес эл. почты metchnikoff@yandex.ru и практически полностью аналогичное имя домена MECHNIKOFF.RU. Антимонопольной организацией, занимавшейся разбирательством данного иска, было принято решение, что  ООО «Мечников+» нарушило законодательство согласно п. 1 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции». В дальнейшем вердикт, принятый ФАС, был поддержан и в арбитражных судах.

Не смотря на то, что это дело было о тождественных именах домена и электронных адресах, с точки зрения антимонопольной службы оно может быть применимо и к тем ситуациям, когда непорядочный соперник начинает применять полностью тождественное Вашему название в соцсетях и идентично оформлять свой профиль.

Кроме этого, обращение с жалобой в ФАС окажет непосредственную помощь в тех случаях, когда, как в ситуации с Оксаной Самойловой, некто намеренно сделает копию оригинальных элементов Вашего бренда и скопирует название профиля. Девушка совсем недавно подверглась критике за то, что применила в оформлении своего сайта сходный стиль с Кайли Дженнер и скопировала дизайн ее бренда косметики «Kylie Cosmetics», а именно  использовала в своих упаковках для товара те же самые цвета. В таких и сходных с ними ситуациях необходимо обращаться к п. 2 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции».

Еще один способ обеспечения активной защиты своего бренда – написать в суд иск о нарушении на Ваш товарный знак особого преимущества. Применение данной стратегии бывает наиболее действенным  в тех случаях, когда использующее в своем профиле словесный элемент Вашего ТЗ недобросовестное третье лицо начинает вести конкурентную деятельность в различных соцсетях, блогах и других онлайн площадках. Однако в подобных ситуациях юристы рекомендуют учитывать ряд обстоятельств.

К примеру, ООО «Айконмедиа», являющемуся правообладателем ТЗ «Guf», суд не удовлетворил иск к Алексею Долматову российскому реп-исполнителю, носящему на своих выступлениях творческое имя «Guf». Основанием в отказе  был тот факт, что музыкант использовал свой псевдоним задолго до того, как ООО «Айконмедиа», подали заявку на регистрацию товарного знака.

Однако в зарубежном судопроизводстве отмечен случай, когда судом была  принята сторона законного владельца ТЗ. Речь идет о деле компании Nintendo, на которую был зарегистрирован товарный знак Pokemon. Эта компания предъявила иск к девушке-блогеру, ведущей профиль в Тик-Токе и youtube-канале.

Суть иска состояла в том, что ответчица носила псевдоним Pokeprincxss, в котором так же, как и в названии профиля компании Nintendo, есть словесный элемент, имеющий непосредственное отношение к ТЗ Pokemon. На теле девушки имеются татуировки, на которых изображены персонажи мультфильма, она снимает видео с эротическим содержанием, а в недавнем времени от своего имени занималась  продажей одежды, на которой были  изображения покемонов.  По решению, принятому судом, девушка вынуждена была не только изменить название своего профиля, но и вернуть истцу все деньги, которые получила от продажи через него контрафактной одежды.

Выводы

Тем пользователям, которые ведут свой бизнес через соц. сети, хочется дать ряд советов:

  1. В первую очередь, категорически не рекомендуется копировать чужой бренд или применять в своей работе или творчестве его элементы, если на то нет непосредственного разрешения лица, на которое зарегистрирован ТЗ. За этими действиями кроются серьезные риски нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Во-вторых, следует по возможности зарегистрировать свой товарный знак. Особую актуальность этому шагу придает то, что действующее в РФ законодательство разрешает в роли ТЗ использовать творческий псевдоним. Если в соцсетях, к примеру, в Фейсбуке или Инстаграме, есть страница с профилем принадлежащего Вам бизнеса, и Вы ведете через нее продажу своих изделий, его название также можно зарегистрировать как ТЗ. Этот шаг поможет увеличить стратегический потенциал для защиты Ваших прав.

В конечном счете, чтобы минимизировать риски, следует применять комплекс мер, так называемый внутренний комплаенс. К примеру, внедрить в компании режим служебных произведений и различные методы защиты прав (обращение в суд, ФАС, другие органы правосудия, а так же к администраторам онлайн-платформы, на которой Вы ведете свой бизнес).

100% гарантии, что все это сработает, дать нельзя, однако лучше подстраховаться заранее и иметь в наличии документы, которые доказывают, что Вы правы в своих притязаниях. Это пригодится при возникновении какой-либо спорной ситуации.