Продавцы в физических магазинах уверяют, что с нелегальной продукцией они сталкиваются редко. Их конкуренты из Интернет-магазинов тоже говорят, что эффективно борются с подделками, придумывая для оперативного выявления таких товаров технологичные инструменты, такие как поиск и защита бренда в Интернете. Но по статистике, контрафакта в России с каждым годом становится все больше. Эту тенденцию подтверждает судебная статистика. Почему так происходит? Почему контрафакта и подделок больше?
С 2020 по 2024 годы рынок контрафакта в России вырос на 58%, а оборот нелегальных товаров достиг почти 5 трлн руб., что равно 10% от всей розничной торговли в России. Цифра в пять раз превышает мировой показатель. Такой статистикой в начале июня поделился проект «РБК Исследования рынков». По данным исследования развитие теневого рынка в России стимулируют несколько факторов: инфляция, легализация параллельного импорта, отсутствие программ защиты Брендов, действующий мораторий на проверки бизнеса, неработоспособность «маркировки ЧЗ» и высокие темпы развития маркетплейсов в Интернете.
Эксперты по подделкам
Представители офлайн магазинов говорят, что их отрасли эта проблема касается в меньшей степени, чем продаж в Интернете. «Мы с контрафактом не сталкиваемся, так как завозим продукцию напрямую от производителя» – бренды Maag, Dub, Ecru, Vilet. Группы компаний «Детский мир»: «У нас фактически нет кейсов с контрафактными товарами, так как большая доля продукции — это собственные торговые марки». Тем временем маркетплейсы, наоборот, стали филиалами рынка «Садовод», где много контрафактной и несертифицированной продукции, сказал весной глава сети «Стокманн» в издании «Коммерсант».
С таким мнением конкурентов не соглашается бренд Ozon. По их наблюдениям, подделки чаще всего продают именно на вещевых рынках и в торговых центрах. Доля нелегальной продукции, реализуемой через Интернет, не превышает 8–13% от общего объема контрафакта. Позицию коллеги разделяет и президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Из 2 млн жалоб на контрафакт (неизвестно как померили), которые поступили в российские интернет-магазины за весь 2023 год, подтвердилось всего около 30 000 случаев, подчеркивал он в интервью «РГ». Из них более 1000 выявили по обращениям госорганов, остальные — от физических и юридических лиц. «В то же время ассортиментная матрица сейчас, в зависимости от размеров площадки составляет, от 40 до 400 млн артикулов».
Любой покупатель OZON и Вайлдбериес имеет право запросить документы и сертификаты качества перед покупкой, написав в поддержку маркетплейса. Маркетплейс обязан предоставить данные о товаре.
В Ozon сообщают, что трепетно относятся к качеству товаров, которые продавцы размещают на маркетплейсе, и постоянно совершенствует меры по борьбе с контрафактной продукцией, однако у компании отсутствует единая политика защиты покупателей брендов и оригинальных товаров. Озон регулярно изучает спрос покупателей и формирует динамический список особенно важных для них брендов по наименованию. По таким товарам Ozon запрашивает все документы, подтверждающие качество и оригинальность товара. Без таких проверок продавец популярного бренда не сможет разместить продукцию на маркетплейсе.
Озон стремиться к защите брендов в Интернете, поэтому создал специальное решение «Кабинет бренда». Ozon запустил его первым среди российских маркетплейсов для борьбы с большим количеством опасных подделок. К кабинету подключены тысячи продавцов и предпринимателей, которые проверяют десятки миллионов товаров на площадке. Благодаря этому сервису владелец товарного знака/бренда получает доступ к дополнительным инструментам контроля: он может получать информацию обо всех продавцах, реализующих товары с его брендом на маркетплейсе, обращаться к владельцу онлайн-площадки с жалобами и просить заблокировать продукцию с признаками контрафакта.
Озон оперативно реагирует на жалобы пользователей и правообладателей, поэтому сразу запрашивает у продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех рабочих дней, карточка товара скрывается до окончания разбирательства.
За 2023 год закрыто по обращениям правообладателей 5,5 млн карточек товаров. Похожая система есть и у Wildberries – «Цифровой арбитраж». С его помощью правообладатель напрямую обращается к продавцу и запрашивает правоустанавливающие документы. В течение месяца продавец должен ответить на претензию. Если ответ не поступит либо не удовлетворит правообладателя, то претензию рассмотрит маркетплейс. Он может прийти к выводу о наличии нарушения, заблокировать личный кабинет продавца и оштрафовать на 25 000 руб. за каждое нарушение (п. 9.8.1 оферты о реализации товара).
Защита бренда в судах
Поверхностный анализ судебной практики показывает, что с 2020 по 2024 год число дел о защите брендов и товарных знаков выросло в полтора раза. Наиболее популярная категория дел в этой сфере — о защите исключительных прав на товарные знаки и бренды. Среди компаний, которые чаще всего участвуют в подобных разбирательствах, ритейлеры встречаются крайне редко как среди истцов, так и среди ответчиков.
При этом самый большой по размеру требований процесс последних лет о взыскании компенсации за производство и продажу контрафакта хоть и косвенно, но касается продуктовой сети под брендом «Царицыно эталон». Компания обнаружила, что под ее брендом сосисок «Султанские» эти продукты в супермаркет «Ашан» поставляет Лыткаринский мясоперерабатывающий завод, выдавая за товары собственного производства. Истец потребовал взыскать с комбината 179 млн руб., судья Наталья Минаева снизила размер компенсации до 90 млн руб. (дело № А41-75647/2023). Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений. Никаких претензий к продуктовой сети за продажу такой продукции «Царицыно эталон» в рамках этого спора не предъявлял. Объясняется такой подход тем, что правообладатели предпочитают предъявлять иски прямо к производителям контрафактных товаров и нарушителям, а не к торговым сетям, хостинг провайдерам и регистраторам доменов, чтобы наказать истинного виновника и обеспечить защиту бренда в будущем.
Суды редко привлекают к ответственности маркетплейсы по защите бренда и за продажу контрафакта. Такая тенденция обусловлена их фактическим статусом: это только электронная витрина для товаров. В большинстве случаев продавцы товаров самостоятельно формируют карточки товаров, размещают информацию о них и предлагают к покупке. В таких обстоятельствах на практике суды признают онлайн-площадки информационными посредниками в порядке ст. 1253.1 ГК (дела в судах № А41-27119/2023 и № А41-55228/2023).
Согласно п. 77 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 ответственность информационных посредников наступает только при наличии вины, которую в отношении маркетплейсов в большинстве случаев установить не удается. Однако требования неимущественного характера (о пресечении нарушения), заявленные к маркетплейсам как к информационным посредникам, подлежат удовлетворению. Так произошло в деле № А40-96272/2020.