Новые возможности и тенденции, позволяющие осуществлять защиту бренда в Интернете

Защита бренда

Существуют потенциальные возможности как для развития бренда, так и для его потери. Для защиты бренда, необходимо соблюдать определенные правила и законодательство, управлять рисками, идентифицировать риски и контролировать их. Неконтролируемые риски и угрозы чаще всего связаны с информацией о бренде в Интернете.

Защита бренда и товарного знака может быть комбинированной и осуществляться одновременно на начальном этапе путем регистрации товарного знака. Но регистрация товарного знака сама по себе, бренд не защитит. В основе защиты бренда, лежит защита от нарушений прав на товарный знак. Например, сайт использует товарный знак без разрешения его владельца.

Регистрация бренда – это государственная регистрация товарного знака, обозначения занимающего важное значение в корпоративном и общественном сознании. Товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Защита бренда – это действия направленные на защиту бренда по праву предоставленному российским или международным законодательством в области защиты прав на товарные знаки, знаки обслуживания и результаты интеллектуальной деятельности. Также к защите бренда можно отнести борьбу с контрафактом, пиратством и неавторизованными продажами.

Интернет коммерция: те, кто в тренде, зарабатывают

Реалии нашего времени таковы, что бизнес начал стремительно перемещаться в режим онлайн. Этому есть 2 причины:

  1. С позиции маркетинга эксплуатация соцсетей и цифровых платформ несет предпринимателям прямую выгоду.
  2. Текущая пандемия COVID-19 принудила бизнесменов к серьезным конструктивным преобразованиям, непосредственно касающимся формирования их предпринимательской деятельности.

Благодаря онлайн-сервисам, дающим возможность очень быстро привлекать аудиторию, создаются базы возможных клиентов, которые проявляют интерес к компании и активно покупают предлагаемые ей услуги или товары.

Есть еще один тренд, который не следует оставлять без внимания. Это распространение так называемой «социальной торговли». Лидеры мнений, популярные персоны, имеющие в социальных сетях раскрученные аккаунты, «инфлюенсеры» и блогеры начали создавать свои личные бренды и продвигать свои товары и услуги через онлайн-магазины и соцсети, с непременным успехом соперничая при этом с традиционной торговлей.

Проведенные в этом направлении исследования показали, что молодежь предпочитает покупать в онлайн-режиме не товары раскрученных брендов, а изделия, предоставляемые любимыми блогерами. К этой группе потребителей относятся так называемые представители «поколения Z». В настоящее время это происходит в Китае, однако специалисты уверены, что у Российской электронной коммерции именно такое будущее.

Несмотря ни на что, необходимо принять тот факт, что соцсети в настоящее время стали намного большее, чем привычная всем площадка для онлайн-общения. Они превратились в инструмент для ведения бизнеса, главнейшим ядром которого, позволяющим фирме быстро и активно развиваться, являются «подписчики».

Появление у бренда своеобразных «средств индивидуализации»

Интенсивная эксплуатация в онлайн бизнесе соцсетей привела к тому, что в цифровой среде появились нетрадиционные «средства индивидуализации» брендов. К ним относятся: доменное имя; корпоративная электронная почта; имя пользователя (к примеру, ник в «Фейсбуке»); профиль или аккаунт: сообщество во «ВКонтакте» или youtube-канал.

По законодательству РФ все эти объекты не относятся к средствам индивидуализирования, однако, несмотря на это, они как экономически, так и технически повышают узнаваемость бренда на рынке и придают ему максимум индивидуальности. Это особенно важно для фирм, предоставляющих результаты своей деятельности только на интернет-платформах.

В ГК РФ веб-объекты, которые перечислены выше, не квалифицируются и в роли продукта интеллектуальной деятельности. Имена профиля, пользователя и домена, адрес корпоративной электронки считаются средствами адресации в сети. Также в настоящее время в социальных сетях предметом активных обсуждений стала природа профиля, не имеющая юридического определения.

Это приводит к существенным трудностям при защите интересов владельцев брендов.

Как в цифровой среде осуществляется защита бренда

Что можно сделать, если в «Инстаграме» или Фейсбуке некто создал «фейковый» аккаунт и начал конкурировать с вами, продавая через него подобные вашему бренду товары или предоставляя анологичные услуги? Как правильно защищать свои права, если недобросовестный пользователь использует в своем логине принадлежащий вашему ТЗ словесный компонент? Какую тактику защиты применить, чтобы свести к минимуму правовые риски в перечисленных и сходных с ними ситуациях? Таких и подобных им вопросов огромное количество, и значимость их возрастает с каждым днем в геометрической прогрессии.

В цифровой среде нет единственно возможной стратегии, позволяющей защитить свой бренд. В каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание специфичность и обстоятельства дела. Но предотвратить негативные последствия вполне возможно, если заблаговременно будет предпринят ряд мер защиты:

  1. Введение на предприятии режима служебных произведений. С работниками, ведущими аккаунт бренда и наполняющих его контентом, необходимо правильно оформлять трудовые отношения, а именно: заключить трудовой договор, в котором имеется пункт, свидетельствующий об ИС (интеллектуальной собственности) и контракт о регулярной выплате работнику авторского вознаграждения. Кроме этого на предприятии должна присутствовать должностная инструкция и регламент.
  2. Заключение гражданско-правового договора в случае передачи обязанностей по ведению аккаунта на аутсорс. В нем обязательно следует предусмотреть наличие пункта, свидетельствующего о том, что права на результаты произведенной работником интеллектуальной деятельности есть только у заказчика. Бизнесменам, ведущим свою деятельность онлайн, необходимо помнить, что судебная практика, связанная с регулярной потерей владельцами интернет-бизнеса своих прав на интеллектуальную собственность, в РФ достаточно широкая. Данная негативная тенденция возникает из-за того, что в большинстве фирм, работающих онлайн, отсутствуют правильно оформленные документы для введения режима служебных произведений.

Кроме исключительных прав для входа в аккаунт большое значение имеют и такие данные идентификации, как пароль и логин. Огласка или потеря этих сведений способны спровоцировать непоправимые последствия, одним из которых может стать его блокировка. Минимизировать риски можно посредством заключения с человеком, который несет ответственность за ведение профиля, договора о секретности, и распространения на эти сведения режима коммерческой тайны. Кроме этого, при формировании данного режима нужно запланировать процесс по изменению этих данных и назначить ответственного за него человека. Такую процедуру следует выполнять каждый раз, когда меняется сотрудник, несущий ответственность за ведение аккаунта.

В судебной практике США существует показательное дело PhoneDog v Kravitz. Сотрудник отвечал за ведение в «Твиттере» аккаунта, наименование которого содержало название фирмы и его собственное имя. После того, как работника уволили, он не поменял ник профиля и не стал удалять аккаунт, а продолжал вести его от лица бывшего босса, и регулярно писал публикации, за что компания и предъявила ему судебный иск. Данное дело завершилось заключением мирового соглашения, однако суд признал коммерческой тайной пароль от профиля компании в твиттер.

В РФ для того, чтобы данная информация была юридически защищена, необходимо, чтобы на нее распространялся режим коммерческой тайны. Для этого необходимо:

  • подготовить регламент фирмы;
  • принять все меры, установленные 98-ФЗ (Федеральным законом “О коммерческой тайне”);
  • под подпись ознакомить сотрудника, ведущего профиль, с информацией, на которую распространена секретность.

Кто сможет активно защитить права компании?

Осуществление защиты прав может происходить путем обращения:

  • в суд или другие органы власти (Роскомнадзор, Федеральную антимонопольную службу);
  • к информационным посредникам (хостинг-провайдерам и т.п.);
  • к администрации интернет-площадки.

В случае, если компания, занимающаяся бизнесом исключительно в сети, не зарегистрировала товарный знак, защитить ее интересы сможет только ФАС. Ее вмешательство будет актуальным, если:

  • постороннее лицо проведет регистрацию аккаунта, который имеет полностью сходное с вашим профилем название;
  • пользуясь популярностью вашего бренда, этот недобросовестный пользователь начнет вести конкурирующую с вами деятельность, обманывая пользователей.

К примеру, в Управление ФАС, расположенное в приморском крае, с иском к ООО «Мечников+» обратилось общество с ограниченной ответственностью «ЛДЦ Мечников». Обе организации оказывали медицинские услуги и имели практически полностью сходные электронные адреса и имена доменов. Антимонопольный орган, рассмотрев данное дело, пришел к выводу, что действия ООО «Мечников+» подпадают п. 1 ст. 14.6 закона о защите конкуренции, т. к. в них имеются нарушения, предусмотренные этим законом. В дальнейшем решение, принятое ФАС, было поддержано арбитражными судами.

Несмотря на то, что в том деле разбиралось смешение товарных знаков, адресов электронных почт и имен доменов, применить позицию, занятую антимонопольной службой, можно и в тех случаях, когда в соцсети кто-то начинает использовать название и оформление аккаунта, практически полностью сходное с вашим.

Обращение в антимонопольную службу поможет и тогда, когда делают копии отдельных компонентов бренда. К примеру, Оксану Самойлову, предпринимательницу и жену исполнителя репа Джигана, раскритиковали в сети за то, что она сделала для своей уходовой косметики практически полную копию дизайна упаковки косметического бренда К. Дженнер. Самойлова использовала не только одинаковые цвета, но даже сделала сайт со сходным стилем оформления.

Результативным методом защиты считается и обращение в суд с иском о нарушении исключительных прав на ТЗ. Эту тактику можно использовать, когда кто-то применяет в названии профиля словесный компонент вашего товарного знака. Однако, в таком случае следует иметь ввиду определенные обстоятельства.

Однако в зарубежной судебной практике присутствует случай, когда суд занял сторону правообладателя ТЗ. Это произошло в деле по иску компании Nintendo, являющейся правообладателем товарного знака Pokemon, к девушке-блогеру, носящей псевдоним Pokeprincxss. У нее есть свой профиль в «Тик-токе» и youtube-канал. В названии профиля и творческом псевдониме присутствует словесный компонент ТЗ компании Pokemon. Девушка снимает эротические видео, имеет тату с изображением персонажей мультика и недавно от своего имени продавала одежду, на которой были изображены покемоны. Суд обязал ее не только изменить название своего профиля, но и вернуть истцу всю выручку, которую она получила от продажи контрафактной одежды.

Советы пользователям социальных сетей, ведущим через них свой бизнес

  1. Категорически не рекомендуется копировать элементы чужого бренда и использовать их без разрешения правообладателя. Это могут признать нарушением интеллектуальных прав третьих лиц и требований антимонопольного законодательства.
  2. Если у вас есть собственный товарный знак, его желательно зарегистрировать, тем более, что законодательство, действующее в РФ, позволяет использовать для этого даже творческий псевдоним.
  3. Если у вашей компании в социальной сети, например, в «Инстаграме», есть страница, через которую вы продаете услуги или товары, зарегистрируйте в качестве товарного знака название профиля. Благодаря такому действию стратегические возможности для обеспечения защиты прав расширятся.
  4. Для того, чтобы свести к минимуму возможные риски, следует использовать весь комплекс мер защиты: различные способы, позволяющие защитить права (обращение в ФАС, суд и иные правозащитные органы, к администрации онлайн-платформы и т.д.) и внутренний комплаенс-контроль (например, внедрить в организации режим служебных произведений).