Bentley не смогла защитить свой бренд

Защита бренда в Англии по Русски

Как известно защищать товарный знак нужно самостоятельно или с помощью специалистов, а не надеяться на государство и добросовестность предпринимателей. Права на бренд нарушаются не только в Интернете, в виде использования товаров на сайте и в доменных именах. Риски злоупотреблениями на правами на бренд могут прийти совсем из неожиданных мест, например от администратора домена, кредитора правообладателя или просто заинтересованного в использовании бренда предпринимателя и может быть сделано вполне законным способом. Отличным примером утраты правовой охраны на товарный знак в части товаров является дело “Портных” против Bentley из Англии.

Защита бренда по Английски

Обычно после регистрации товарного знака, правообладатель забывает что его бренд вовсе не защищен законом, а регистрация дает только инструменты защиты бренда. И чем глобальнее бренд, известнее и ценнее, тем больше рисков утраты бренда или нарушений прав на него будет. Так всемирно известный британский производитель люксовых автомобилей, компания Bentley Motors, с 1998 г. входящая в состав немецкого концерна Volkswagen Group, еще в марте 2019 г. потеряла право использовать бренд «Bentley» для маркировки одежды и обуви в Интернете.

Компания банально не смогла защитить бренд от малого бизнеса, который, действую хитро и осторожно не претендовал на весь бренд, а только на его небольшую охраняемую часть по классам МКТУ.

Истцом в этом непростом и интересном деле, выступила небольшая семейная компания «Bentley Clothing» из Манчестера (Англия), выпускающая, недорогую классическую и спортивную одежду.

В итоге 15 марта 2019 г. Британская служба по интеллектуальной собственности приняла в некоторой степени необъяснимое решение, сохранив право на использование бренда «Bentley» за малым бизнесом (в штате компании всего 10 сотрудников). С одной стороны, это понятно, малый бизнес имеет право на развитие и на свои бренды, но бренд Bentley не уникальный в этом плане, поэтому решение остается не совсем понятным. Теперь Bentley планирует обратиться в Апелляционный суд, чтобы вернуть себе право на торговый знак по классам одежды и обуви, но получиться ли у них оспорить ограничение на использование бренда пока не понятно.

Если решение суда останется без изменений, «Bentley Motors» придётся уничтожить весь запас фирменной одежды, включая рабочую одежду для дилеров и остальных сотрудников. Смешно, не правда ли? Либо же передать всю одежду «Bentley Clothing» (условия передачи не уточняются). Суд также может обязать владельцев автокомпании выплатить компенсацию в пользу нового правообладателя. На деле автоконцерн не защищал свой бренд и не исследовал риски, за что ему придется заплатить срезанием МКТУ.

Защищать бренд можно разными способами

История «Bentley» началась более века назад, 10 июля 1919г., когда Уолтер Оуэн Бентли, Фрэнк Бёрджес и Гарри Варли анонсировали работу над своим первым автомобилем. Уже в 1930г. увидела свет самая престижная модель «Bentley» – 8L. После этого компания перестала существовать, как независимое производство, но продолжила активную деятельность в составе крупных корпораций.

На протяжении своей истории «Bentley Motors» занималась выпуском автомобильных узлов и автомобилей, сотрудничала с ювелирными домами, а с 2000 года занялась выпуском брендовой одежды.

Для всех автомобильных концернов производство фирменной одежды и аксессуаров является весомой составляющей бизнеса. Касательно «Bentley» генеральный директор «Aston Martin» Энди Палмер высказал мнение, что доход от продажи одежды под своим брендом в недалёком будущем может составить половину от всего годового дохода компании.

Семейное предприятие «Bentley Clothing», в отличие от гиганта с мировым именем, хорошо известного практически в каждом уголке земного шара, с момента своего основания в 1962г. Жераром Бентли успело завоевать лишь несколько британских магазинов и даже не имеет собственного интернет-сайта. Изначально фабриканты занимались выпуском экипировки для игроков в гольф. В 1990г. бренд приобрели Кристофер и Боб Лис, которые в 2009г. и зарегистрировали торговый знак.

Манипуляции???

Как заявляют представители «Bentley Motors», портные из Манчестера решили воспользоваться популярностью автомобильного короля и за счёт использования узнаваемого торгового знака увеличить собственный доход. Подобный подход, когда крупные бренды используют своё имя для продажи других товаров, уже стал мировой практикой. Например, компания «Ferrari» до 70% своего дохода получает от продажи аксессуаров и сопутствующих товаров.

Истец же ссылается на отсутствие у автопроизводителя значительного имени в мире одежды и утверждает, что ответчик вышел на этот рынок гораздо позже, чем фабрика.

Насколько объективно манчестерская компания расценивает свои позиции, можно понять, анализируя некоторые экономические показатели.

Головные уборы, толстовки и футболки «Bentley Clothing» продаются в среднем по цене от 25 до 50 фунтов стерлингов. Одежда «Bentley Motors» в несколько раз дороже. К примеру, набор стильных рубашек для отца и ребёнка обойдётся в 167 фунтов стерлингов, вязаный джемпер – в 215 фунтов стерлингов, а кожаная куртка – в 2400 фунтов стерлингов. (Цены взяты с официального сайта компании).

«Bentley Motors» завоевал более 60 мировых рынков, в то время как продажи «Bentley Clothing», по заявлению её директора Кристофера Лис, упали с 5млн фунтов стерлингов до катастрофических 100 000 фунтов стерлингов в год. С правами на товарный знак продвигать маленькую компанию будет гораздо проще.

Будет ли обжаловано решение судьи Хэкона или «Bentley Motors» навсегда лишится возможности продавать одежду со своим фирменным знаком, пока неясно.