Зашита бренда это не только регистрация товарного знака. Активная защита бренда это мониторинг зарегистрированных товарных знаков и заявок на предмет нарушения действующих прав. Так компания Rambler смогла защитить свой товарный знак и приостановить правовую охрану товарных знаков конкурентов без обращения в суд.
Коллегия Палаты по патентным спорам рассмотрела жалобу ООО “Компания “Афиша” (контролируется Rambler) к компаниям МТС и Яндекс и приняла решение удовлетворить жалобу и признала предоставление правовой охраны товарным знакам “ЯНДЕКС АФИША” и “МТС Афиша” недействительным в отношении части товаров 09, 16 и части услуг 35, 38, 39, 40, 41, 42 классов МКТУ.
Товарный знак “Афиша” был зарегистрирован Rambler по свидетельству №206077 в ноябре 2001 года и используется по настоящее время. Также правообладателю принадлежит сайт и доменное имя afisha.ru.
С 12 сентября 1998 года, на сайте осуществляется деятельность по распространению информации о развлечениях и различных мероприятиях, а также деятельность по реализации билетов по категориям: «Кино, Концерты, Театр, Выставки, Дети, Рестораны». Территорией пользовательского охвата сайта является вся Российская Федерация, так как возможность ознакомиться с информацией на сайте и приобрести билеты предоставляется жителям около 250 городов Российской Федерации.
ООО «Компания Афиша» посредством магазинов приложений для мобильных устройств на операционных системах iOS и Android бесплатно распространяет собственное мобильное приложение «Афиша» (более 2 миллионов скачиваний), а также мобильные приложения «Афиша-Рестораны» (скачали более 200 тысяч пользователей), «Афиша-Еда» (скачали более 200 тысяч пользователей), «Путеводитель Афиши» (скачали более 1 миллиона пользователей) и др.
Rambler & Co в декабре 2019 г. попыталась защитить свой бренд и обратилась в Палату по патентным спорам с претензиями к уже зарегистрированным товарным знакам «МТС Афиша» и «Яндекс Афиша», так как регистрация товарных знаков была совершена с нарушением требований пунктов 6 и 10 статьи 1483 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц,
сходные с ними до степени смешения обозначения. Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия,
предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.
Интересно, что обозначение «Афиша» используется многими лицами для предоставления информации о мероприятиях, а также присутствует в ряде товарных знаков в качестве неохраняемого элемента.
В конце декабря 2019 года Палата отказала Rambler в этих претензиях, и тогда компания оспорила это решение через коллегию Палаты.
Rambler также имеет зарегистрированные товарные знаки: АФИША.RU, Пикник “Афиши”, Мобильная Афиша, Афиша Еда, Афиша Daily.
В начале апреля стало известно, что коллегия согласилась с доводами Rambler, но детали заключения платы стали известны только сейчас, после его официальной публикации.
ООО “Компания “Афиша” – учредитель одноименного СМИ. Сначала это был только печатный журнал, потом у него появилась интернет-версия, которая постепенно стала самостоятельной платформой с отзывами посетителей ресторанов, с продажей билетов в кино и театры. В 2016 г. компания отказалась от печатной версии журнала «Афиша» и сконцентрировалась на онлайн платформе. Сейчас сервис afisha.ru – один из лидеров на рынке онлайн-продажи билетов в России. Конкуренты, Яндекс и МТС относительные новички на этом рынке, но уже имеющие солидную долю рынка, но как платежные агенты и агрегаторы по продаже билетов на концерты, спектакли и кино. МТС, в своем стиле вышла на рынок продажи билетов, будучи последней, компания пришла в ивент-индустрию через поглощение агрегаторов Пономиналу и Тикетленд.
Как и Rambler, сервисы Яндекс и МТС продают через свои площадки билеты на концерты, фильмы и спектакли. Однако товарные знаки «МТС Афиша» и «Яндекс Афиша» были зарегистрированы ФИПС только в марте и июне 2019 г. соответственно. Кроме товарных знаков Яндекса и МТС в реестре ФИПС зарегистрировано множество других товарных знаков, в словестном обозначении которых есть слово «афиша».
«Рамблер.Касса» оценивает рынок продажи онлайн-билетов в России в 16–18 млрд руб., сообщал «Коммерсантъ».
Решение ФИПС по МТССкачать
Решение ФИПС по ЯндексСкачать