На запросы и претензии владельцев заблокированных сайтов, Роскомнадзор России подготовил ответ, который возлагает вину за ошибочную блокировку сайтов российских компаний на Telegram и хостинг-провайдеров.
Представители власти порядком надоели глупыми идеями по регулированию Интернета и мерзкими объяснениями почему в России блокируют сайты без решения судов или почему нельзя в России использовать технологии 5G от Ильи Иссовича Массуха, который сказал в эфире Бизнес ФМ о бесполезности и невостребованности технологии.
По мнению Роскомнадзора, в незаконном ограничении доступа к сайтам и ip-адресам виноват в первую очередь Telegram и хостинг-провайдеры заблокированных сайтов, что выглядит, странно. Роскомнадзор отвечает на вопрос о незаконной блокировке ссылкой на решения судов по делу ФСБ против Telegram и даже ссылается на Определение Конституционного суда, которое возлагает ответственность за необоснованное ограничение доступа на хостинг-провайдеров. Роскомнадзор не смог выполнить срочное решение суда и не заблокировал Telegram. При этом Роскомнадзор вызвал массовый сбой интернет-сервисов и приложений, а также создал систему блокировки сайтов пока не запрещенных в России. За несколько недель, Роскомнадзор в попытке заблокировать мессенджер причин убытки интернет-компаниям и спровоцировал спрос и развитие сервисов VPN и анонимайзеров.
Ниже предоставлен ответ Роскомнадзора.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва, 109074 тел./факс: (495) 983-33-93; http://rkn.gov.ru/ 22.05.2018
|
Заявителю (по вопросу, связанному с ограничением доступа к интернет-ресурсам в связи с блокировкой на территории Российской Федерации доступа к мессенджеру Telegram) |
В связи с Вашим обращением по вопросу, связанному с ограничением доступа к интернет-ресурсам в связи с блокировкой на территории Российской Федерации доступа к мессенджеру Telegram, сообщаем следующее.
Конституцией Российской Федерации в части 4 статьи 29 гарантируется свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 4.1 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Обязанность, предусмотренная частью 4.1 статьи 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ, не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Неисполнение вышеназванной обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 383 Мещанского района г. Москвы от 16.10.2017 компания Telegram Messenger Limited Liability Partnership (далее – Telegram Messenger LLP), включенная в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет», признана виновной в совершении указанного административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.4 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.
13.04.2018 Таганским районным судом г. Москвы (по делу
№ 2-1779/2018) вынесено решение об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger LLP, до исполнения указанным организатором распространения информации обязанности по предоставлению в ФСБ России информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Данным судебным решением на Роскомнадзор и иных лиц также наложена обязанность прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger LLP, в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, до исполнения указанным организатором распространения информации обязанности по предоставлению в ФСБ России информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
Указанное решение суда обращено к немедленному исполнению.
Дополнительно сообщаем, что через электронную форму, опубликованную на сайте в сети «Интернет» blocklist.rkn.gov.ru, Вы можете получить данные о принятых мерах по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», а также сетевым адресам в рамках исполнения требований статей 15.1-15.6-1 Федерального закона № 149-ФЗ.
В случае, если доступ к доменному имени (указателю страницы сайта) не ограничен, однако сетевой адрес интернет-ресурса блокируется в связи с нахождением на нем сайта-«нарушителя», владельцы таких интернет-ресурсов вправе обратиться к любому провайдеру хостинга за предоставлением соответствующих услуг хостинга.
Роскомнадзором провайдеру хостинга перед ограничением доступа направляется уведомление, в соответствии с которым такой провайдер может самостоятельно удалить или блокировать запрещенный контент. Таким образом, провайдер хостинга может исключить риск блокировки иных добропорядочных ресурсов, которые находятся с сайтом-«нарушителем» на одном сетевом адресе.
Отдельно отмечаем, что в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 1759-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision172883.pdf) содержится следующая позиция в отношении владельцев сайтов, не содержащих запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, но доступ к которым оказался ограничен в связи с включением сетевого адреса в Единый реестр: «…их права на распространение информации, по существу, оказываются затронуты не решением о включении сетевого адреса в Единый реестр и принятыми в связи с этим мерами, а ненадлежащими действиями (бездействием) обслуживающего сайт провайдера хостинга. Соответственно, защита их права на распространение информации должна осуществляться, прежде всего, в рамках правоотношений с обслуживающим сайт провайдером хостинга».
Начальник Управления | Е.Ю. Зайцев |