Защита интеллектуальных прав прокуратурой России

Защита интеллектуальных прав прокуратурой России

Защита бренда и любых интеллектуальных прав обычно осуществляется правообладателем или специализированной компанией, но также может осуществляться прокуратурой.

Согласно законодательству России прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории контролируемой Российской Федерации.

Так как регулирование и защита интеллектуальной собственности входит в состав гражданского законодательства России, прокуратура имеет право осуществлять надзор за соблюдением исполнения этого специального законодательства. Таким образом на прокуратуру возложены полномочия по защите брендов и интеллектуальной собственности, в том числе и в Интернете.

Конечно, деятельность прокуратуры сильно отличается от порядка защиты товарных знаков и интеллектуальной собственности в бизнесе. В первую очередь, прокуратура не является правообладателем и поэтому обращается к надзору и защите товарных знаков после обращения граждан или компаний. В приоритете у прокуратуры надзор за исполнением уголовного и потребительского законодательства, однако, в последнее время, органами прокуратуры стало уделяться большее внимания к осуществлению надзора в сфере информационного права и ограничения доступа гражданам к различной запрещенной информации, объясняет Григорий Белоцерковец юрист в области информационных технологий.

Отличие работы прокуратуры от работы по защите брендов правообладателями

Работа прокуратуры по защите товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности имеет социальный мотив, так как направлена на защиту, в первую очередь интересов граждан России, говорит Григорий Белоцерковец юрист в области информационных технологий. Реализуя защиту, прокуратура в первую очередь защищает граждан от подделок и контрафактной продукции, которая незаконно маркирована товарными знаками и несет потенциальный или реальный вред имуществу и здоровью граждан. Например, поддельные лекарства, косметика или автозапчасти прямо влияют на безопасность и здоровье людей. Конечно, лекарство может быть неопасным, но в тоже время, оно может содержать запрещенные компоненты или вредные вещества. Так прокуратура защищает общество, но косвенно, помогает правообладателям бороться с подделками и незаконным использованием товарных знаков, изображений, брендов, текстов и поддельны сайтов.

Реализация защиты интеллектуальной собственности

В отличие от протокола защиты товарных знаков осуществляемого правообладателями, стандарта работы юридических и претензионных служб, прокуратура иначе реализует свою деятельность (надзор). Главное отличие в работе прокуратуры заключается в том, что прокуратура не идентифицирует нарушения прав на интеллектуальную собственность с помощью программного обеспечения и технических решений. Это сильно замедляет процесс поиска и идентификации нарушений, все действия прокурора осуществляются вручную. Также, прокуратура не использует претензионный порядок и практически некогда не связывается с нарушителем. А ведь именно из-за этого фактора, многие правообладатели и бизнес применяют досудебный способ защиты права, так как он достаточно эффективен при массовых нарушениях. Претензионная защита стоит в несколько раз дешевле судебной и административной защиты товарных знаков и может быть полностью автоматизирована. Но, вины прокуратуры в таком подходе нет, так прокуратура не наделена полномочиями по работе с претензиями, связанными с устранением нарушений прав на товарные знаки и средства индивидуализации, хотя ст. 22 закона о Прокуратуре подразумевает позволяет прокурорам выносить Представление прокурора. Проблема реализации такого механизма в следующем, для Представления прокурору нужно знать нарушителя, например, владельца сайта или домена, что представляется маловероятным.   

Административная защита товарного знака в Интернете

Прокуратора защищает интеллектуальную собственность только по одной схеме, через административное исковое заявление в суд.  Прокурор, обнаружив информацию о нелегально использовании товарного знака, как правило по обращению гражданина, обращается с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Заявление подается на основании, что товарный знак используется без согласия правообладателя на таком-то сайте. При этом, прокуратура точно не знает, есть согласие или нет у владельца сайта, но исходя их предложения на сайте, текстов, где прямо указывается что товары, например, Adidas или Gucci поддельные, реплика, прокуратура делает вывод о незаконной маркировке товаров, т.е. выявляет нарушение.

Суды оперативно рассматривают такие административные исковые заявления, стандартный срок 30-35 календарных дней. Суд принимает решение на основании  проведенной прокуратурой проверки с целью выявления в Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Например, суды в решениях указывают:

Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием сайтов и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет – пользователь, посетителям сайтов предоставляется возможность приобретения копий (реплик) продукции товарного знака Gucci, не являющихся оригинальной продукцией.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно – телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, этого Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1). Передача информации посредством использования информационно – телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5).

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 того же Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Важная деталь такого административного производства, это участие в нем, только государственных органов. В них не участвуют владельцы сайтов, магазинов, граждане или провайдеры. Участники такого процесса: судья, помощник прокурора и Роскомнадзор.

Результат защиты прокурором интеллектуальной собственности выражается в блокировке сайта – нарушителя. Сайт вноситься в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора. Удалить сайт из реестра, внесенный по решению суда – достаточно сложно.   

Кроме административного искового производства, установленного КоАП РФ, прокуратура вправе осуществлять защиту интеллектуально собственности в рамках гражданско-процессуального законодательства и арбитражного процесса. Так прокурор на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных интеллектуальных прав, в том числе в защиту нарушенных работодателем прав работников как авторов служебных результатов интеллектуальной деятельности (служебных произведений, служебных изобретений, служебных топологий и др.). Однако это право реализуется крайне редко, так как такие интеллектуальные споры больше имеют корпоративный характер чем государственный или общественный.

Арбитражная защита товарных знаков, брендов и патентов

Более интересным и перспективным способом защиты интеллектуальной собственности прокуратурой, может стать арбитражное производство. Исходя из положений статьи 1253 ГК РФ, прокурор вправе предъявить в арбитражный суд требование о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если юридическое лицо или гражданин при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя неоднократно или грубо нарушают исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

Применительно к абзацу пятому части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в защиту интересов публично-правовых образований с требованием о признании патента недействительным (подпункт 5 пункта 1 статьи 1398 ГК РФ), если основанием для этого послужили выявленные в ходе проверок нарушения прав публично-правовых образований.

Прокурор также вправе обратиться в суд с требованием о признании права публично-правового образования на иные результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках государственных контрактов и без которых те или иные объекты промышленной собственности использоваться не могут (например, когда программа для ЭВМ зарегистрирована с указанием в свидетельстве в качестве правообладателя ненадлежащего лица). Фактически прокуратура России осуществляет защиту товарных знаков без инициативы правообладателей, без их обращений и осуществляет такую защиту достаточно эффективно через систему административного искового производства, при этом не имея такую мощную программно-аппаратную часть мониторинга и защиты брендов, которой располагают частные компании. И как мы видим, прокуратура еще имеет запас прав и полномочий на более широкую защиту интеллектуальной собственности граждан и юридических лиц, но нужно помнить, что это не основная задача прокуратуры, а вспомогательная, реализуема в первую очередь для защиты здоровья граждан России.

Share this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.