Россия в лице действующего Министерства промышленности и торговли утвердило перечень товаров для контрабанды, в который вошли 56 категорий товаров иностранных правообладателей из “недружественных” стран, в том числе из США и Европейского союза.
Минпромторг ранее предложил разрешить “серый” импорт товаров брендов, которые прекратили или приостановили работу в России. Серый импорт или контрабанду называют параллельный импорт — это ввоз в страну оригинальных товаров лицами, у которых нет документированного согласия от правообладателя на ввоз товаров. Продукцию импортируют не через аккредитованного дистрибутора, а через так называемые “альтернативные каналы”.
В отношении брендов перечисленных в списке не применяются положения подпункта б статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.
В перечень входит более 50 групп товаров — как определенных брендов, так и категории товаров. Среди них:
- автомобили и запчасти таких марок как Tesla, Toyota, Land Rover, Jeep, Isuzu, Jaguar, Chrysler, Bentley, Mitsubishi, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rolls-Royce, Bugatti;
- фармацевтическая продукция — O.B., Carefree;
- бытовая техника — Electrolux, Miele, Siemens, Dyson, Philips;
- смартфоны и техника — Apple, Asus, HP, GoPro, Panasonic, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Dell, LG, Toshiba;
- игровые приставки — Sony Play Station, Xbox, Nintendo
- железнодорожные локомотивы и подвижной состав, трамваи, устройства и оборудование для железных дорог, лодки, живые деревья, саженцы и цветы и др.
30 марта премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что подписал постановление о легализации параллельного импорта в России. Согласно закону, за параллельный импорт компания-импортер должна выплатить компенсацию правообладателю в размере до 5 млн руб., а товары должны быть уничтожены. Теперь ввозить продукцию можно будет без разрешения правообладателя.
По оценке аналитиков Knight Frank, 160 международных брендов объявили о приостановке работы в России, из них 21% приходится на бренды одежды, 13% — на продавцов автомобилей, а 10% — на товары повседневного спроса.