Законодатель вносит в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие изменения направленные на расширение защиты авторских прав.
Цель закона, признание художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения.
В соответствии с положениями статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Предполагается, что именно эти авторы вносят наибольший вклад в создание аудиовизуального произведения.
Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, в том числе художник-постановщик, обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не наделяются авторскими правами на аудиовизуальное произведение в целом (пункт 5 статьи 1263 ГК РФ).
Вместе с тем, специфика создания анимационного фильма предполагает, что художник-постановщик вносит не меньший, а в некоторых случаях и больший творческий вклад, чем режиссер-постановщик и автор сценария.
Так, художник-постановщик анимационного фильма участвует совместно с автором сценария и режиссером в работе над режиссерским сценарием, под руководством режиссера разрабатывает общий творческий замысел в части изобразительно-декорационного решения и оформления, обеспечивает художественное качество фильма и его изобразительную трактовку, включая графику, тональное и колористическое решения, стиль, внешний облик персонажей, а также единство стилевого решения фильма.
Художник-постановщик анимационного фильма всегда имеет свой самостоятельный обособляемый вклад в такое произведение (изображение персонажей, кадров фильма, анимацию), тогда как для других видов аудиовизуальных произведений видение художника может сливаться с работой оператора- постановщика и не выражаться в очевидных самостоятельных творческих результатах. Законом предлагается дополнить перечень авторов аудиовизуального произведения, предусмотренный пунктом 2 статьи 1263 ГК РФ, включив в него художника-постановщика анимационного фильма.
В международной практике существуют различные подходы к решению вопроса о включении художников-постановщиков анимационных фильмов в состав авторов аудиовизуального произведения. Например, в законодательстве об авторском праве Бельгии, Словении, Хорватии художник-аниматор рассматривается в качестве соавтора аудиовизуального произведения, если изображение или анимация составляют существенную часть такого произведения.
Поскольку в приведенном выше подходе используется оценочное понятие – “если изображение или анимация составляют существенную часть аудиовизуального произведения”, которое создает условия для различного толкования нормы в правоприменительной практике, правовая конструкция законопроекта основана на опыте Болгарии, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу, Турции и др., в законодательстве которых прямо установлено, что в отношении анимационных фильмов художники-постановщики (аниматоры) признаются соавторами таких аудиовизуальных произведений.
Федеральным законом от 1 апреля 2022 г. № 79-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” введены определения анимационного фильма и иных видов аудиовизуальных произведений.
Так, под анимационным фильмом понимается фильм, который создан в анимационной форме на основе сценария и в котором использованы специально созданные, в том числе при помощи компьютерной графики, и двигающиеся на экране рисованные или объемно-кукольные образы и объекты.
При этом художественный (игровой) фильм определяется как фильм, который создан в художественной форме средствами актерской игры и имеет в основе сюжет, воплощенный в сценарии и интерпретируемый режиссером- постановщиком. Таким образом, в художественном (игровом) фильме основным средством художественного выражения выступает актерская игра, поэтому использование в таком фильме элементов анимации (компьютерной графики, спецэффектов, мультипликации и иных подобных приемов) не позволяет отнести его к анимационному фильму. Указанные определения исключают смешение понятий “анимационный фильм” и “художественный (игровой) фильм” и не приводят к их взаимному поглощению. Исходя из системного толкования положений указанного Федерального закона, художник-поставщик будет признаваться одним из авторов аудиовизуального произведения только в тех случаях, когда соответствующее аудиовизуальное произведение создано в форме анимационного фильма. В отношении иных видов аудиовизуальных произведений, в том числе художественных (игровых) фильмов (как с элементами анимации, так и без таких элементов) сохраняется прежний состав авторов.
Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов и разъяснений высших судов используется термин “мультипликационный фильм”. В целях исключения возможного возникновения сложностей при определении соотношения понятий “анимационный” и “мультипликационный” фильм, а также при толковании содержания этих понятий, в законопроекте установлена их синонимичность.
Отнесение художника-постановщика анимационного фильма к авторам аудиовизуального произведения повысит статус художников-аниматоров, существенно улучшит их положение, а также будет стимулировать такую категорию лиц на создание новых произведений.
Так, включение художника-постановщика анимационного фильма в состав авторов аудиовизуального произведения автоматически наделит его дополнительным имущественным правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений в личных целях, предусмотренным статьей 1245 ГКРФ (сбор, распределение и выплата указанного вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами).
Предусмотренная в законопроекте мера также наделит художника-постановщика анимационного фильма личными неимущественными правами на аудиовизуальное произведение (правом авторства, правом автора на имя, правом на неприкосновенность аудиовизуального произведения, правом на его обнародование, правом на отзыв), а также правом на защиту аудиовизуального произведения от искажений.
Законопроектом не предусматривается его ретроактивное действие ввиду того, что положениями законопроекта непосредственно затрагиваются также интересы изготовителей анимационных фильмов, у которых права на такие произведения определяются (возникают) в соответствии со статьей 1240 ГК РФ, в том числе с учетом условий договоров, заключаемых с авторами аудиовизуальных произведений. Поскольку субъектами затрагиваемых законопроектом отношений выступают физические и юридические лица, придание обратной силы вводимого законопроектом изменения нарушит баланс интересов сторон-участников указанных правоотношений. Предлагаемое законопроектом изменение начнет применяться к гражданским правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то есть коснется художников-постановщиков только тех анимационных (мультипликационных) фильмов, которые будут созданы после принятия закона. Поскольку в правоприменительной практике, в том числе судебной, датой создания аудиовизуального произведения признается дата окончания его производства (окончание съемки аудиовизуального произведения), установление в законопроекте переходных положений не требуется.
Ст. 1263 ГК РФ
1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса. Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.