Речь идет о рекламе на площадках и сетях, таких как Google ADS. Федеральная антимонопольная служба России предлагает в ускоренном порядке рассматривать заявления Роскомнадзора о запрете на размещение в “российском сегменте сети Интернет” рекламы иностранных IT-компаний, проигнорировавших Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 236-ФЗ “О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации”.
Закон вводит принудительную регистрацию в ФНС России компаний суточная аудитория которых превышает 500 тыс. пользователей граждан России. Такие компании обязаны с 1 января 2022 года создать филиалы, открыть представительства или учредить юридические лица в России, которые будут “в полном объеме представлять интересы головных компаний”.
Под действие закона потенциально попадают множество популярных ресурсов, включая Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, AliExpress, Gmail и Wikipedia. По мнению чиновников, ужесточение законов должно привести в Россию Интернет гигантов и способствовать развитию новых технологий в России, созданию новых рабочих мест и уплате дополнительных налогов, по пока компании со всего мира не спешат регистрироваться в России.
В случае, если компания не зарегистрирована в России в соответствии с указанным законом и размещает рекламу в Интернете, ФАС планирует принимать решения в этом случае за семь рабочих дней, причем без предупреждения и участия представителей со стороны IT-компаний, а также без определения о возбуждении административного дела, по аналогии с блокировками сайтов в российских судах, без приглашения владельцев сайтов и ресурсов Интернета.
Сейчас ФАС рассматривает сообщения о нарушениях от РКН в течение месяца. Эксперты издания считают, что по новому регламенту процедура наказания IT-компаний станет крайне формальной и будет не только элементом давления на иностранные площадки, но и фактором оттока их клиентов из российского сегмента интернета, так как в этом случае значительно ограничиваются права иностранных интернет-компаний.
Аналитики «Коммерсанта», пояснили, что доля иностранных игроков составляет около 50% рынка цифровой рекламы в рунете и за первое полугодие 2021 года его объем составил 138 млрд рублей.
Также эксперты не понимают, как именно Роскомнадзор будет регулировать и блокировать факты распространения рекламы в зарубежных соцсетях и интернет-ресурсах, которые не открыли в России свой филиал. Сейчас готовых инструментов для этого нет, а судебные приставы не могут взыскать у таких IT-компаний никаких штрафов и заблокировать их зарубежные счета.
Согласно тексту нового закона, зарубежные ресурсы сети Интернет с ежедневной аудиторией от 500 тыс. российских пользователей будут обязаны открыть полноценные представительства в РФ. Это будут филиалы с сотрудниками, которые будут взаимодействовать с российскими регуляторами и нести ответственность за деятельность ресурса на территории РФ.
Неисполнение этого основного условия грозит зарубежным компаниям, включая соцсети, мессенжеры, игровые сервисы и видеохостинги, запретом на попадание в российскую поисковую выдачу, ограничением приема платежей от пользователей из России. Им также запретят показывать российскую рекламу и будет ограничена реклама самого ресурса в стране. В худшем случае зарубежному ресурсу будет грозить замедление или блокировка на территории РФ средствами Роскомнадзора.
Под действия нового закона, кроме интернет-площадок, попадают также провайдеры хостинга, операторы рекламных систем и организаторы распространения информации в интернете. Список иностранных IT-компаний, которые попадают под новый закон, будет составлять Роскомнадзор по методике, определенной правительством.
7 октября 2021 года Таганский суд направил федеральной службе судебных приставов (ФССП) распоряжения об исполнении постановлений о взыскании административных штрафов с Facebook на 26 млн. рублей за неудаление запрещенной информации по 8 протоколам Роскомнадзора. У компании нет представительства в России и открывать его она пока не собирается, но есть бизнес тут, а доход за 2020 год в российском сегменте у соцсети и всех ее сервисов составил по некоторым оценкам от 12 млрд рублей до 39 млрд рублей. Непонятно, как ФССП будет взыскивать штрафы с Facebook.
16 сентября Таганский суд Москвы направил в Службу судебных приставов новые материалы в отношении Twitter о принудительном взыскании с администрации компании многомиллионных штрафов, назначенных ей за многочисленные нарушения российского законодательства, но так и неоплаченных компанией до сих пор. Сейчас в базе ФССП четыре исполнительных производства — 8312798/21/99001-ИП (на 3,3 млн рублей), 8312911/21/99001-ИП (на 3,2 млн рублей) и 8312799/21/99001-ИП (на 2,4 млн рублей) и 3567581/20/99001-ИП (на 4 млн рублей). Twitter продолжает оспаривать решения приставов. Компания считает, что в ее отношении нельзя возбуждать исполнительное производство, поскольку она не зарегистрирована в России, и не собирается выплачивать штрафы.