Минцифры аннулировало 2003 аккредитации ИТ компаний из 28751 компании зарегистрированной в реестр ИТ компаний на 1 августа 2022 года.
Это составляет 7% от общего количества ИТ-компаний. Компании с аннулированными аккредитациями ИТ компаний из реестра больше не имеют права пользоваться налоговыми и прочими льготами предоставляемым ИТ-компаниям. Проверки аккредитованных компаний проводились в сентябре 2021 года и июле 2022 года, что привело при последней чистке исключению около 400 компаний из ИТ-реестра и приостановлению к августу 2022 года получению новых аккредитаций для ИТ-компаний.
Стоит отметить, что часть компаний лишенных аккредитации, ранее уже были ликвидированы и фактически не осуществляли деятельность. По таким признакам была осуществлена проверка ИТ-компаний в сентябре 2021 года и удалено 1600 аккредитаций, но уже в июле 2022 года, Минцифра стала осуществлять проверку компаний на предмет фактической деятельности в информационных технологиях. По результатам таких проверок, вашу ИТ-аккредитацию могут аннулировать.
В результате проверок из реестра ИТ-компаний исключено более 400 компаний. Это те организации, для которых деятельность в сфере информационных технологий не является основной.
Среди исключенных из реестра компаний:
- более 150 бюджетных учреждений
- 32 банка
- 12 страховых компаний
- и ряд других компаний, не относящихся к ИТ, такие как, операторы связи, хостинг провайдеры, агентские компании.
Минцифры регулярно анализирует информацию о компаниях из реестра на ее соответствие необходимым требованиям.
В этот раз Минцифры использовало сведения о деятельности компаний из открытых источников (включая официальный сайт организации), как дополнительную информацию для принятия решения о включении в реестр.
Раньше компаниям было необходимо только иметь профильный ОКВЭД.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 закона от 14 июля 2022 года № 321 с 1 августа 2022 года через Госуслуги не принимаются какие-либо заявления в отношении компаний имеющих статус ИТ и внесенных в реестр. Аккредитация ИТ компаний приостановлена на время мобилизации.
Последствия принудительного аннулирования ИТ-аккредитации
ИТ-компании у которых будет отозвана аккредитация могут привлекать по уголовным статьям, таким как уклонение от уплаты налогов и отказ от участия в специальной военной операции. Так как юридическое лицо уголовной ответственности не несет, привлекать к уголовной ответственности будут руководителей и сотрудников компаний, до 6 и 10 лет соответственно.
Неуплата налога на прибыль: последствия
Налогоплательщики в 2021 году, как и в предыдущие годы, обязаны в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ своевременно в полном объеме платить в бюджет налоги. Пропуск установленных сроков платежа является следствием противоправного действия или бездействия виновных лиц. Налоговое правонарушение может быть признано умышленным или совершенным по неосторожности (ст. 110 НК РФ) – законодательством предусмотрены разные формы ответственности для каждой ситуации.
Неуплата налога на прибыль: последствия
Налоговые санкции устанавливаются в соответствии со ст. 114 и 122 НК РФ и применяются в форме денежных взысканий (штрафов). Если имеются смягчающие обстоятельства, размер наказания сокращается вдвое. Но повторное правонарушение становится отягчающим обстоятельством, что предусматривает увеличение штрафа на 100%. Если проступков несколько, то санкция применяется отдельно по каждому факту нарушения.
Штраф за неуплату налога на прибыль выставляется в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):
20%, рассчитываемых от суммы неуплаченного в бюджет налогового обязательства;
40% от суммы неуплаты – в случаях, когда правонарушение совершено умышленно и это доказано.
Срок давности при привлечении к ответственности в 2021 году составляет 3 года. Отсчет этого срока начинается со дня, следующего за налоговым периодом, в котором совершено правонарушение, то есть неуплата налога (ст. 113 НК РФ).
Штраф по налогу на прибыль выписывается не только в ситуации с неперечислением всей суммы обязательств, но и при неполном погашении задолженности перед бюджетом в связи с занижением облагаемой базы, приведшем к искажению размера налога.
В Постановлении ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 указаны особенности наложения штрафных санкций (по ст. 122 НК РФ):
если налогоплательщик вовремя подал декларацию с правильно исчисленным налогом на прибыль, но не перечислил в бюджет сам налог, система штрафов к нему не применяется – в этом случае неуплаченная сумма признается недоимкой и на нее начисляется пеня;
если на момент принятия налоговиками решения по результатам «камералки» недоимка, сформировавшаяся из-за неуплаты налога, зачтена в полном объеме числящейся за налогоплательщиком переплатой, применение норм ст. 122 НК РФ невозможно;
для назначения налогоплательщику наказания в виде штрафа должно быть выполнено условие о наличии налоговой задолженности. Если налог на прибыль не перечислен в бюджет, но у предприятия по данному налогу имеется переплата в том же или большем размере, нельзя применять к такому юридическому лицу штрафные санкции.
В отдельных ситуациях к проблеме неуплаты налога или уплаты не в полном объеме не применяют общую систему штрафов. Например, при неуплате налога из-за занижения налоговой базы по сделкам с участием взаимозависимых лиц, размер санкции равен 40% от суммы недоплаты, при этом минимальная величина штрафа – 30 тыс. руб. (ст. 129.3 НК РФ). Также в 2021 году продолжает действовать норма ст. 129.5, в соответствии с которой при неуплате (неполной уплате) налога в результате невключения доходов контролируемой иностранной фирмы штраф выписывается в размере 20% от неуплаченного налогового обязательства, а минимальный размер наказания равен 100 тыс. руб.
При умышленной неуплате в крупном размере (более 15 млн. руб. за 3 года подряд) к должностным лицам компании могут применяться нормы уголовного права, в том числе штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в сумме дохода осужденного виновного лица за 1-2 года (ст. 199 УК РФ). Наказание ужесточается, если имеет место особо крупный размер неуплаты (более 45 млн. руб. за 3 года подряд) или сговор виновных лиц. Штраф назначается в сумме 200 – 500 тыс. руб. либо по доходу осужденного за 1-3 года.
Уголовная ответственность последует и для налоговых агентов, в личных интересах не исполнявших обязанности по перечислению налога (ст. 199.1 УК РФ). При неуплате в крупном размере штраф составит 100 – 300 тыс. руб. (или сумму в размере дохода осужденного за 1-2 года), в особо крупном 200 – 500 тыс. руб. (или в размере дохода за 2-5 лет).
Наказание может назначаться виновным в неуплате также в виде принудительных работ (до 5 лет) или лишения свободы (до 6 лет).