Бизнес создает бренды, чтобы работать, другие — чтобы судиться со случайными нарушителями и зарабатывать на компенсациях.
Почему некоторые компании становятся жертвами патентных троллей
Патентные тролли или патентные рейдеры — так называют людей, которые ничего не производят и не оказывают услуг. Они лишь находят способы обойти закон и заработать на этом. Это способ злоупотребления правом, такой юридический экстремизм, доступный также как мошенничество с бюджетными средствами.
В 2022 году патентные тролли, могли зарегистрировать 1082 товарных знака, под предлогом оказания услуг и продажи товаров.
Патентные тролли придерживаются следующей схемы
Суть деятельности компаний-рейдеров предельно проста. Обычно патентный тролль:
1. регистрирует на себя или покупает перспективный товарный знак — благозвучный, в популярных видах деятельности. Когда регистрация подходит к концу — продает его с огромной наценкой, также как и доменные имена, продают киберсквотеры.
2. регистрирует на себя товарный знак, а затем проводит мониторинг рынка и выявляет предпринимателей, работающих под похожими брендами без регистрации;
3. находит предпринимателя, чей бренд не зарегистрирован в Роспатенте или истек, оформляет знак на себя, а затем направляет досудебную претензию.
Первый способ — самый безобидный. Покупать товарный знак или нет — решает сам предприниматель, никто не может принудить его к приобретению.
Второй и третий способы граничат с вымогательством. Тролль находит жертву и направляет ей претензию с требованием баснословной компенсации. Он делает это не потому что дорожит брендом и хочет защитить бизнес от копирования, а потому что хочет получить прибыль с незадачливого бизнесмена, который не имеет квалифицированных юристов.
Рейдерские действия при этом практически не выходят за рамки закона. Право на товарный знак принадлежит тому, кто его зарегистрировал — то есть троллю. С этой позиции любой, кто пользуется похожим незарегистрированным брендом — злостный нарушитель. Таков закон. Главное, вовремя легализоваться и правильно применять закон против добросовестных предпринимателей. В России без реформ судебной и полицейской системы, это будет возможно еще несколько десятилетий.
Если лох отказывается идти на поводу у тролля, дело отправляется в суд. И правосудие будет таким, каким все его знают, добросовестный предприниматель будет должен общаку по решению суда.
Чтобы избежать атак на компанию, нужна защита бренда. Это защита компании, ее директора, учредителей, менеджмент, сотрудников и продуктов, от злоупотреблений и атак со стороны других компаний, людей и государственных органов, то есть, это защита бренда, в том числе и от патентных троллей.
Патентные тролли прекрасно знают действующее законодательство и умело им манипулируют, что позволяется в определенной степени судами и правоохранительной системой. Это компромисс, между серой государственной зоной в которой законы не работают и легальной сферой для обычных граждан и предпринимателей. Доказать авторство или факт преждепользования бренда бывает очень сложно. Помочь жертве может только опытный юрист в сфере интеллектуальной собственности. Но и его участие в деле — не гарантия победы, потому что в конечном итоге решают решальшики, уровень коррупции или прочие деловые решения, в не правового поля.
Кто становится жертвой патентных троллей
Жертвой патентного тролля может стать абсолютно любая компания. Рейдерам все равно, у кого требовать деньги.
Основная причина нападения — отсутствие зарегистрированного товарного знака. Если предприниматель использует обозначение, которое не прошло государственную регистрацию, бизнес остается уязвимым.
Поводом для претензии может стать и наличие у тролля сходного бренда, который был зарегистрирован ранее.
Например, известный в России патентный тролль Азамат Ибатуллин судился с компанией «BBC». Предприниматель требовал аннулировать товарный знак «Top Gear» сходный с его брендом «TopGear». Изначально суд встал на сторону тролля, но корпорации удалось доказать свое право на бренд.
Чаще рейдеры выбирают менее известные фирмы. Причин две:
на рынке больше представителей малого, среднего и микробизнеса;
их ресурсы намного скромнее, чем у крупных компаний. А значит — с ними проще справиться в судебной борьбе.
Как правило владельцы небольших бизнесов не подозревают о существовании патентных троллей и легко поддаются манипуляциям. Столкновение с рейдерами почти всегда приводит их многомиллионным долгам и прекращению предпринимательской деятельности.
Как определить патентного тролля
На первый взгляд компании-рейдеры ничем не отличаются от других представителей рынка. Но есть ряд признаков, которые помогут их обнаружить:
Компания ничего не производит и не оказывает услуг, но имеет ряд зарегистрированных брендов;
Правообладатель ведет мнимую предпринимательскую деятельность, но она не совпадает с классами МКТУ, в которых зарегистрированы его бренды;
Компания в большом количестве регистрирует товарные знаки с распространенными элементами — на них проще всего обнаружить нарушение.
Компания выставляет безосновательно высокие требования при оформлении лицензии на бренд.
Не всякий владелец множества брендов — патентный тролль. На рынке огромное количество предпринимателей, которые регистрируют товарные знаки с целью честного ведения бизнеса. Поэтому все признаки стоит рассматривать в совокупности.
Вы получили претензию, значит вы нарушили закон или на вас напал патентный тролль
Если вы уже столкнулись с интеллектуальным рейдерством, готовьтесь к долгим тяжбам.
Чтобы восстановить справедливость, вам необходимо:
1. Обратиться в Палату по патентным спорам
В соответствии со ст. 1486 ГК РФ, товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель в течение трех лет не использовал его в предпринимательской деятельности. А как мы знаем, тролли регистрируют бренды только для претензий.
Если аннулирование невозможно, пострадавшему придется доказывать наличие злоупотребления правом в действиях тролля согласно ст. 10 ГК РФ.
2. Подать заявление в Федеральную антимонопольную службу
ФАС следит за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на рынке. Действия патентных троллей противоречат им и могут повлечь административную ответственность.
Антимонопольная служба вынесет соответствующее решение, если обнаружит в деятельности компании признаки нарушения законодательства. Это решение необходимо будет подкрепить возражением и направить в Роспатент.
3. Обратиться в суд
Судебный процесс может занимать годы и требовать огромных затрат, а выигрыш — не гарантирован.
Жертве тролля потребуется помощь опытного юриста в сфере интеллектуальной собственности, таких как Proright. Патентные рейдеры живут за счет компенсаций и точно знают, как их получить. Бороться с захватчиками в одиночку практически бесполезно, если у вас нет специфических знаний.
Своевременная регистрация интеллектуальной собственности — лучший способ борьбы с патентными троллями.
Чтобы выставить претензию правообладателю, троллю нужно будет как минимум иметь сходный бренд, который появился раньше. Лучшая защита, это мониторинг товарных знаков и наличие компетентного юриста, который защитит вашу компанию от тролинга и злоупотреблений.